Татьяна Едемская
Использование технологии саморазвития в ходе психолого-педагогического сопровождения учащихся с девиантными формами поведения
▼ Скачать + Заказать документы
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно-принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Публикация «Использование технологии саморазвития в ходе психолого-педагогического сопровождения учащихся с девиантными формами поведения» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Психология школьников
- Самообразование, саморазвитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Процесс сопровождения ориентированный на саморазвитие учащегося ставит перед педагогом следующие задачи:
-подготовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей окружающего мира;
-научить анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;
-способствовать развитию желания постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны;
-воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру саморазвития.
В литературе описан большой арсенал способов работы психологов разных школ в ходе сопровождения учащихся с девиантными формами поведения. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их - залог успешности воздействия. Многие из них могут быть успешно применены при индивидуальной и групповой работе с девиантными подростками:
Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информированности подростка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счёт примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, опыту других людей.
Пример: оценка устойчивости подростка к неудачам. Учащемуся предлагаются рисунки, на которых изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображён говорящим какие-то слова. На листе ответов под номером соответствующим рисунку, написать первый, пришедший на ум ответ на эти слова. Оценка происходит путём подсчёта набранных баллов. Способ может быть использован как для диагностики, так и для коррекции поведения.
Метафора (метод аналогий).Суть метода заключается в использовании аналогий-образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) ученика. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы, удаётся разрядить излишне напряжённую ситуацию.
Пример притчи «Всё оставляет свой след»: Жил был один очень несдержанный молодой человек. Однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».
Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи за счёт логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.
Примером такого способа может служить задание «Радости и огорчения моей жизни»: на листе бумаги поводится горизонтальная черта, разделяющая два пространства над и под линией, сверху обозначаются, зарисовываются радостные события, снизу- печальные. Преобладание тех или иных событий определяется делением. Величина больше единицы свидетельствует о преобладании позитивных моментов, меньше единицы – негативных.
Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Ученик оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
Парадоксальная ситуация. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите свои действия (мысли, поступки) по крайней мере, три раза…»
Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определённых событий, способов, мыслей.
Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счёт этого он может поменять, откорректировать эмоциональное состояние подростка, заражая его собственным эмоциональным состоянием.
Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций. Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, которые могут выражаться в форме смеха, слёз, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать, написать…., этот способ снимает напряжение, вызванное негативной эмоцией. Педагогу необходимо поддержать позицию внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединятся к чувствам консультируемого.
Релаксация. Помощь ребёнку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию - «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов, их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное, концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
Домашнее задание. Действия, о которых договариваются педагог и ученик, могут помочь закрепить в ходе диалога изменения, отследить результаты, опробовать новые способы.
Позитивный настрой. Позволяет укрепить веру в возможности подростка по разрешению возникшего затруднения, а так же сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.
Анализ ситуаций. В ходе беседы можно проводить совместный анализ, как реальных жизненных ситуаций подростка, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а так же развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Примеры ситуаций:
1. Подруга или друг просят одолжить дорогую вещь. Вам не разрешают давать свои вещи, кому бы то ни было. Вы даёте вещь, чтобы не потерять друга или находите иное объяснение?
2. Вы находите конверт, в котором крупная сумма денег. На конверте имя и адрес. Вернёте ли вы эти деньги по адресу?
Внутренние переговоры. Данный способ может использоваться для устранения внутренних конфликтов подростка. Он предполагает выделение конфликтующих сторон, их наименование и осуществление диалога между ними. Педагог помогает осознать конфликтную ситуацию, организовать внутренние «переговоры» ведущие к компромиссу.
Пример: тест-размышление «Конфликтная ли вы личность?»
В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: не принимаю участия; кратко выскажусь в защиту стороны, которую считаю правой; активно вмешаюсь, чем «вызову огонь на себя».
Целеустроение. Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда подросток чувствует некоторую опустошённость, малоценность собственного существования, не знает в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать способы творческого воображения, например: ученик в течение 3 минут составляет свой «тайный» список ценностей, которые имеют для него особую значимость и определяют его отношение к жизни.
Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ имеет большое значение для подростков, которым жизнь кажется скучной, все занятия неинтересными; он предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий. Аналогично Тому Сойеру, который смог превратить в удовольствие скучное занятие по покраске забора. Цитаты, отрывки из этого произведения можно использовать в ходе общения с учащимся: «Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек или мальчик страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее».
Оказание помощи в поисках идентичности. Указанное направление воздействия весьма актуально для подростков, которые мучительно ищут ответ на вопрос: «Кто я на самом деле?» Конкретные пути, позволяющие найти ответ на данный вопрос, могут быть основаны на самопознании, самоанализе, осмыслении собственных поступков.
В качестве примера может быть использована процедура «Сосредоточенное мечтание», которая осуществляется в несколько этапов:
1. Составление проекта желаемого будущего. Для этого можно использовать запись всех желаний без критики и ограничений в течение 10-15 мин. или составление фильма о собственной жизни с фиксацией ряда кадров из желаемого будущего.
2. Определение временной сетки, т. е. размышление о ближайшей перспективе.
3. Выбор наиболее важных целей и ценностей, обоснование их важности.
4. Составление списка ресурсов для достижения цели.
5. Составление списка ограничений на пути к цели.
6. Составление поэтапного плана достижения цели.
Конкретные действия, упражнения и процедуры, которые выбирает педагог, психолог для оказания психологической поддержки всегда ситуативны. Они обусловлены прежде всего индивидуальными характеристиками девиантного подростка и направлены на повышение социализации, расширение знаний о себе и своих возможностях, противостояние непредвиденным жизненным трудностям, формирование культуры саморазвития, преодоление трудностей адаптации в современном обществе.