Наталья Оленич
Использование технологии продуктивного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Привить ребенку любовь к чтению могут только взрослые. А помочь им в этом может Технология продуктивного чтения.
Давайте разберемся, что такое технология - это последовательность этапов работы.
А что значит продуктивное чтение? Продуктивное – от слова «продукт»
Что может быть продуктом чтения? Правильно продуктом чтения является результат
Публикация «Использование технологии продуктивного чтения» размещена в разделах
А какой результат может быть у чтения? Наверное основной результат чтения это умения воспринимать текст,эмоционально реагировать на текст - и понимать его смысл
Итак, в результате, чтения должно появиться восприятие текста – процесс эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.
Технология продуктивного чтения была разработанна профессором, школьного возраста, и адаптированна для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой.
Данная технология предполагает три этапа работы с текстом (этапы будут перекликаться со структурой занятия, разработанного по данной технологии).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Читаем- пердставляем картины, героев
Читаем-ставим себя на место героев
Читаем -удивляемся, участвуем в действии, сопереживаем героям
Читаем- реагируем на прочитанное, испытываем эмоции.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения
- Диалог с автором: Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?. ", "Что из этого следует?. ", "Что сейчас случится?. ", "Почему именно так?. ", "Для чего?. ", "Кто такой?. ". В процессе чтения –слушания эти вопросы задает взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия. Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.
- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.
(Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Педагог читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.
Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)
2. Может в ходе этого этапа проводиться краткая беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
-Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?
Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению? Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
Точен ли художник в деталях?
Так ли ты себе представлял эту сцену?
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.
Обсуждение:
1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.
Вопросы к детям:
1. Назовите главных героев рассказа?
2. Кто из них вам больше понравился? Почему?
Правильно – это детский писатель Виктор Юзефович Драгунский.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.
4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста:
Обсуждение:
пересказ текста,
игра «Правда – неправда»,
игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя,
Воспроизведение:
Разыгрывание произведения с помощью пальцев,
Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.
Рассказ по схемам, мнемотаблицам.
Придумай другой конец произведения.
Игра «Хорошо – плохо»
Удачи в работе.