Лариса Терещенко
Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры
▼ Скачать + Заказать документы
Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение, развивает творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. «Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства» - писал Леонардо да Винчи.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Многочисленные психолого-педагогические исследования доказывают, что самым интенсивным периодом для математического развития является дошкольный возраст, поэтому обучение дошкольников математики занимает важное место в системе дошкольного образования.
Практика показывает, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к математике только в том случае, когда заинтригованы чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога - сделать образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений занимательной и необыкновенной.
Одним из источников решения этой проблемы являются развивающая игра.
Достоинство развивающей игры заключается в том, что ребенок, увлеченный ее замыслом, не замечает, что «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями.
В 30-40-е годы идею использования развивающих игр в обучении дошкольников счету обосновывала Ф. Н. Блехер. Позднее существенный вклад в разработку развивающих игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т. В. Васильева, А. И. Сорокина, Л. И. Сысуева, Е. И. Удальцова.
Вопросы использования развивающей игры в математическом развитии дошкольников до сих пор волнуют многих исследователей, таких как: П. Я. Гальперин, В. Л. Данилова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин.
Цель моей работы заключалась в создании условий для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры.
Задачи:
1. Изучить и охарактеризовать теоретические вопросы педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений средствами развивающей игры.
2. Создать необходимую развивающую предметно-пространственную среду.
3. Разработать содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и оформить это содержание с использованием развивающей игры.
4. Спланировать систему работы с родителями (законными представителями).
5. Отследить степень сформированности элементарных математических представлений детей.
6. Обобщить опыт работы.
1.1 Организация работы по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры
Развивающая игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на учебном занятии. Развивающая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий, все это определяется целью игры - для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный - то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать; воспитательный - те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Из всего многообразия развивающих игр в своей работе с детьми я использовала следующие:
1. Логические игры на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию.
2. Игры на плоскостное моделирование. Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности, сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
3. Игры, основанные на применении дидактического материала - счётных палочек, палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша. Данный материал универсален, его можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности.
4. Загадки, задачи-шутки, задачи - ловушки, математические фокусы создают у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность.
В основу работы с детьми были положены следующие принципы:
• принцип творчества;
• принцип межпредметной связи;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доминирования интересов;
• принцип психофизической комфортности;
• принцип природосообразности.
Свою работу начала с построения развивающей-предметно пространственной среды : подобрала презентации, оформила картотеку развивающих игр, центр «Заниматика», включающий развивающие, занимательные игры различной степени сложности «Заплатки», «Подбери фигуру», «Найди недостающую фигуру», «Чей хвостик», Чем отличаются», «Логическое домино», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и другие, тетради на печатной основе. Прежде, чем поместить игру в уголок, внимательно рассматривала ее с детьми, знакомила с правилами, общими способами действий.
Работа по формированию элементарных математических представлений детей средствами развивающей игры осуществлялась в процессе занятий, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.
Занятия по формированию элементарных математических представлений строила на занимательном сюжете (занятия - путешествия «Вовка в Тридевятом царстве», «Путешествие по сказке», «Путешествие колобка»; занятия-приключения «Колобок ищет друзей», «Кто в теремочке живет»); использовала знакомых сказочных персонажей, которые ставили перед детьми разные задачи, просили научить чему-то и вместе с детьми доводили поставленную проблему до логического конца. Игры подбирала с учетом цели, сюжетной линии занятия.
С целью закрепления у детей полученных знания, умений и навыков проводила математические праздники и развлечения с использованием задач-шуткок, загадок, головоломок, лабиринтов («Весенняя ярмарка», «Игра - забава и ученье, или от 0 до 10», «Математический ринг», «Знатоки математики», «Путешествие в страну Математика»). Сюжет праздников и развлечений строился так, чтобы вовлечь всех детей в происходящее, настроить их на непринужденное общение с персонажами, превратить в активных участников.
Итак, регулярное использование развивающих игр математической направленности способствовало:
-формированию системы знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах;
-развитию сенсорных процессов и способностей;
-формированию предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития;
- развитию творческих способностей.
1.2 Работа с родителями (законными представителями)
Совершенствование работы по математическому развитию детей предполагает поиск путей взаимосвязи детского сада и семьи.
Взаимодействие с семьями воспитанников выстраивала по следующим направлениям:
1. Информационно-аналитическое (анкетирование, беседы, качественный и количественный анализ полученных данных). Данное направление помогло мне выявить осведомленность родителей в вопросах математического образования детей.
2. Познавательное направление (папки-передвижки «Математика в повседневной жизни ребенка», «Веселая математика дома» тематические родительские собрания «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр).
Данная система работы помогла мне выявить осведомленность родителей в вопросах математического образования детей, положительный опыт семейного воспитания, познакомить с современными подходами к математическому развитию дошкольников.
1.3 Определение уровня сформированности элементарных математических представлений детей
Уровень сформированности элементарных математических представлений был определен с помощью диагностики.
Оценочная шкала уровня сформированности математических представлений у старших дошкольников по результатам
выполнения заданий
Таблица 1
Уровень Характеристика
Высокий Ребенок ориентируется в обстановке, определяет цель деятельности. Осуществляет задуманное с помощью рациональных, разнообразных способов действий, соблюдает необходимую последовательность действий. Не отвлекается, самостоятельно преодолевает трудности. Деятельность завершается качественным результатом.
Имеет устойчивый интерес к играм, играет самостоятельно.
Средний Ребенок определяет цель. Ход выполнения продумывает частично. Способы действий не всегда рациональны. Не всегда самостоятельно устраняет допущенные ошибки. Достигает результата, но отличается неточностью, небрежностью исполнения.
Проявляет интерес к играм. Для организации игры нужна помощь взрослого.
Низкий Ребенок не может самостоятельно выполнить задание, выполняет его только с помощью взрослого, сверстников. Сам выполняет лишь отдельные действия, как правило, подражает действиям других, отвлекается. Результата деятельности не достигает.
Интерес к играм не проявляет.