Орлова Елена
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
2 слайд
цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
3 слайд
Современный мир насыщен новейшими технологиями.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
4 слайд:
Основные проблемные зоны в развитии речи детей:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;
• Бедность речи;
• Недостаточный словарный запас;
• Употребление нелитературных слов и выражений;
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
5 слайд
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ;
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
• Плохая дикция.
6 слайд
Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются:
• Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Развитие словарного запаса детей.
• Формирование её грамматического строя.
• Развитие связной речи.
К. Д. Ушинский в своих работах указывал, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности.
Необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению.
Связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам. Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконина. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность.
7 слайд
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
8 слайд
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Так что же такое мнемотехника?
Учитель риторики и поэт Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по- прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации.
Приведем несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.
Когда я училась в школе, мы изучали всем известные падежи. Так вот наша учительница, чтобы нам было легче, научила нас вот такой смешной фразой
"Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" это было прекрасное средство для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный. Нам было очень смешно! Но я до сих пор помню эту фразу.
9 слайд
Так вот, слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – технику запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Мнемоника (греч. — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
10 слайд
Мнемотехника система «внутреннего письма», основанная на непосредственной
записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
11 слайд
Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:
• Кодирование в образы
• Запоминание (соединение двух образов)
• Запоминание последовательности
• Закрепление в памяти
12 слайд
Мнемотехника помогает развить:
• Связную речь
• Воображение
• Зрительное и слуховое внимание
• Словарный запас
• Зрительную и слуховую память
• Ассоциативное мышление
13 слайд
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотехника состоит из:
• Мнемоквадратов
• Мнемодорожек
• Мнемотаблиц
14 слайд
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией
15 слайд
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно
16 слайд
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
17 слайд
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная, и “спрятать” персонажа в графическом изображении.
Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.
18 слайд
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
19 слайд
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
20 слайд
Мнемотаблицы могут использоваться:
• для обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
21 слайд
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей
22 слайд
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
23 слайд
При загадывании загадок
24 слайд
Составление рассказа о весне
25 слайд
Результаты работы с мнемотехникой у детей:
- расширяется круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Обмен идеями. Образная интерпретация.
При проведении практикума все участники были разделены на четыре творческие группы. Каждой творческой группе было предложено задание:
1. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме «Весна» с использованием мнемокадров.
2. Составление мнемотаблицы по тексту сказки «Теремок», соблюдая последовательность развития сюжета.
3. Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту:
Ласточка
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Алексей Плещеев
Пасха
Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха.
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде.
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения.
Галина Антипина
4. Составление мнемодорожек по загадкам
В небе плыли смелые
Медвежата белые.
Прибежал медведь чумазый,
Умываться начал сразу,
Вымыл поле, крыши, лес,
Сам невымытый исчез
(Облака и грозовая туча)
Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные. (яички)
Художественная рефлексия представляла собой выступление творческих групп.
26 слайд
Спасибо за внимание!