Светлана Платунова
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с особыми потребностями в образовании – это уже не новое для современного общества понятие. Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к решению проблем каждого ребенка, побуждает педагога ДОУ к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Образовательные технологии в ДОУ
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Вовремя начатое и правильно организованное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Поэтому наряду с общепринятыми технологиями вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик. Одним из наиболее эффективных методов наглядности в обучении дошкольников с различными видами речевых нарушений служат приемы мнемотехники.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Заместители и мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.
Детям с ОВЗ требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Использование мнемотаблиц способствует формированию связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети учатся определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций.
Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений.
Применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей с ОВЗ, можно оптимизировать педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень связного речевого развития, а также социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности.