Получи документы

Использование технологии исследовательского обучения Мист в старших группах

Тарасюк Дарья
Использование технологии исследовательского обучения Мист в старших группах
▼ Скачать + Заказать документы

Методика использования технологии МИСТ в работе по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности заключается в поддержке инициативы старших дошкольников, то есть поддержка исследовательского поведения каждого ребенка, активизация поисковой ситуации. В ходе использования МИСТ у детей накапливается опыт поведения неопределенности, происходит рост познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Использование технологии исследовательского обучения Мист в старших группах» размещена в разделах

В ходе работы по развитию исследовательского поведения дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним мы относятся знания, умения и навыки:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить собственные мини-доклады;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи [15, 96].

Соблюдение данного алгоритма будет способствовать развитию творческих способностей детей, приобретению ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Данные умения формируются в ходе выполнения следующих упражнений:

Упражнение «Учимся задавать вопросы» :

Вы кладете на стол какой-нибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше. Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? И т. д.

Но кукла — узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они видят впервые и не знают, где и как она применяется. Это более сложная ситуация для постановки вопросов.

Упражнение «Описание предметов» :

Перед началом выполнения необходимо напомнить ребенку, что описать кого-то или что-то – значит ответить на вопросы:

— Что это такое?

— Чем оно отличается от других или от другого?

— Чем похоже на других или другое?

Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.

Другое упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета.

Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать?

Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации.

К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался, что Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:

— Кто. ?

— Что. ?

— Где. ?

— Зачем. ?

— Когда. ?

Упражнение «Учимся выдвигать гипотезу»

Педагог предлагает детям вместе подумать: как птицы узнают дорогу на юг?

Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае? «Предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам»; «допустим, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др., они указывают им направление полета»; «а может быть, птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «вероятно, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»[19, 7].

Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг, потому что они ловят специальные сигналы из космоса».

Упражнение «Учимся давать описание»

Педагог предлагает детям сравнивать собственные описания с описанием этих же предметов товарищей по группе. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например, камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др., а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое.

Упражнение «Учимся классифицировать»

Например, предложим детям такую классификацию. Мы делим животных: на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, нарисованных на стене, спящих дома и живущих в детском саду, грызущих морковку.

Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.

Или деревья делим: на хвойные, лиственные, нарисованные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.

Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Упражнение «Учимся наблюдать»

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая, интересная игрушка (например, кукла или игрушечный автомобиль, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета. [20, 78].

Следующий этап упражнения — нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования.

Упражнение «Учимся экспериментировать»

Эксперименты с лучом света

Для этого эксперимента нам понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Запасемся листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др., полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.

Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают [7, 77].

Данные упражнения также используется во время использования МИСТ-игры.

В основе МИСТа как практики исследовательского обучения лежит системно-деятельностный подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности. При таком подходе у ребенка проявляются и развиваются субъектные проявления, постепенно перерастающие в личностные качества: активность, самостоятельность, инициативность, способность к взаимодействию с другими участниками события. Например, организуя со старшими дошкольниками МИСТ-игру «Школа спасателей» воспитатель приглашает детей в школу спасателей, чтобы научиться помогать людям в трудных ситуациях. По игровым правилам игры дети знакомятся с оборудованием спасателей, узнают про сигнал «SOS». И вдруг по громкой связи начинает звучать предупреждение о том, что Злодей-Чародей забрал всю энергию, закрыл Землю серым туманом! Надо спасать Землю. И связь обрывается на полуслове. Планета Земля на экране смарт-доски «покрывается» туманом. Воспитатель обращается к детям с вопросами, что такое энергия, почему опасно ее потерять (проводится короткая эвристическая беседа). Почему плохо, что Земля закрыта туманом? Что делать, чтобы спасти Землю? И вернуть свет на Землю? ( дети предполагают: найти энергию, чтобы разогнать туман и прогнать Злодея-Чародея). Воспитатель спрашивает: «Как это сделать?» (выслушиваются все предложения детей, по возможности пробуем их проверить).

Через такую познавательно-исследовательскую деятельность дети помогают спасти Землю от злого волшебника и развеять серый туман. Из этого напрашивается вывод о том, что мист-игра, эмоционально воспринимаемая дошкольниками, помогает активизировать их познавательно-исследовательскую деятельность. Следует придумывать разнообразные сюжеты с основой мист-игры для исследовательского обучения старших дошкольников.

Таким образом, методика организации исследовательского обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста должна строиться по определенному алгоритму, что позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить их познавательно-исследовательскую деятельность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Современные технологии обучения детей с ОВЗ «Современные технологии обучения детей с ОВЗ» Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана.

Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр»Дидактическое средство обучения в технологии «Лэпбук  «Театр» «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот кто любит театр по настоящему всегда уносит из него запас мудрости.

Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программированияИспользование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования Использование робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения старших дошкольников основам программирования. Современные дети.

Образовательные технологии и их использование в процессе обученияОбразовательные технологии и их использование в процессе обучения Мою группу посещают дети с разным уровнем развития. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашем дошкольном.

Консультация для педагогов «Использование интерактивной доски в старших группах ДОУ» Использование интерактивной доски Smart Board (Смарт-Борд) в старших группах ДОУ Воспитатель: Иосифова Александра Милентьевна Интерактивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии исследовательского обучения Мист в старших группах
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 05:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии исследовательского обучения Мист в старших группах» (включая файлы) размещена пользователем Тарасюк Дарья (УИ 2927061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД