Ирина Алфёрова
Использование технологии фасилитации «Мировое кафе» на семинаре с педагогами детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных методов и приёмов по развитию речи у дошкольников»
Одной из важнейших задач современного педагога сегодня является внедрение в учебный процесс таких методов, приёмов и технологий, с помощью которых самый, казалось бы, примитивное мероприятие стало интересным и захватывающим. В свете реализации ФГОС дошкольного образования в практике старших воспитателей стало весьма актуальным применение такой технологии как «Технология фасилитации - «Мировое кафе».
Публикация «Использование технологии фасилитации „Мировое кафе“ на семинаре с педагогами детского сада» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Чтобы понять суть самой технологии фасилитации, необходимо выяснить и понять значение самого термина «Фасилитация».
Фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать, помогать) – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.
Данная технология помогает минимизировать общие проблемы, с которыми так или иначе сталкиваются люди, взаимодействуя и сотрудничая друг с другом.
Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:
• Какого результата (уровня) необходимо достичь?
• Кто должен быть вовлечён?
• Какова последовательность выполняемых группой заданий?
• Как организовать эффективную коммуникацию?
• Как эффективно использовать имеющиеся ресурсы?
• Как обеспечить комфортную для работы участников среду?
Фасилитатор – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Он помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников. Сегодня на семинаре в роли фасилитатора буду выступать я.
В России технологии фасилитации пока известны лишь ограниченному кругу специалистов-практиков. Именно благодаря их энтузиазму и усилиям с 2000-х годов в нашей стране стали известны следующие методы фасилитации:
- «Технология открытого пространства»
- «Поиск будущего»
- «Мировое кафе»
В основном данные технологии используются на психологических и бизнес-тренингах. Однако технология «Мировое кафе» может быть успешно использована в процессе организации и проведения итогового занятия с детьми дошкольного возраста или родительского собрания.
Технология организационного развития и изменений «Мировое кафе» (The World Cafe) - это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.
Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».
Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок по определённой проблеме.
А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме семинара (в данном случае). Подробная рефлексия и наметки совместной деятельности за счет генерации идей.
Как же организуется сам процесс? Для эффективного обсуждения с использованием метода «мировое кафе» в группе должно быть не менее 3-5 человек. Рассадка происходит как в обычных кофейнях, по три-четыре человека за столик, с одним отличием – один человек играет роль «хозяина стола», а остальные участники играют роль приглашенных гостей. Для активизации процесса обсуждения и фиксации результатов на каждом столе лежат бумажные скатерти и разноцветные фломастеры, все идеи запечатлеваются удобным способом – схема, рисунок, тезис.
Спустя некоторое время «гости» перемещаются за следующий стол, а «хозяин» остается на своём месте и рассказывает вновь пришедшим к нему гостям о сути обсуждаемого вопроса – кратко презентует основные мысли, высказанные до этого. К окончанию второго круга дискуссий все «гости» кафе будут знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет своё мнение и узнает мнение коллег. После этого, все собираются для общей дискуссии по вопросу.
Для эффективного проведения «Мирового кафе» очень важно придерживаться следующих правил:
- Задать контекст ситуации – чётко и понятно для участников основные цели и задачи.
- Определить круг участников – подготовить и распределить разные аспекты обсуждаемой проблемы для групп за столиками. Цель обсуждения в формате «мирового кафе» – совместный поиск перспектив и общий доступ к возможности развития и новым перспективам.
- Рассматривать по-настоящему важные аспекты проблемы. Потому что, если внимание участников будет направлено на решение действительных сильных вопросов, то будет получен по-настоящему видимый эффект. Обсуждение получится открытым и глубоким.
- Отмечать вклад каждого участника: так как количество участников ограничено тремя-четырьмя, то «промолчать» и отсидеться в сторонке будет достаточно сложно.
- Уважать каждое мнение, даже «неправильное». Приглашать к обсуждению и сотрудничеству.
- Щедро делиться успешным опытом, внимательно слушать других.
- Собрать воедино и наглядно представить результаты работы всех групп.
Возможности использования технологии «Мировое кафе» апробируем сегодня на семинаре по теме «Использование инновационных методов и приёмов по развитию речи у дошкольников» в рамках основной задачи Детского сада «Повысить качество образования и уровень профессиональной компетентности педагогов через внедрение современных педагогических технологий речевого развития».
Цель семинара: систематизация знаний о речевом развитии дошкольников
Представляю алгоритм действий всех участников семинара.
• Педагогов у нас 14 человек, поэтому все участники делятся на 3 группы в количестве две - по 5 человек и одна – 4 человека и распределяются за столиками под номерами от № 1 до № 3. Каждая группа – это своего рода команда, которая имеет своё название. Предлагаю вам в качестве разминки придумать название в соответствии с темой.
• За каждым столиком постоянно сидит «хозяин» – модератор (один из специалистов, а остальные участники – «гости» перемещаются от столика к столику всякий раз, когда объявляется новый круг смены темы и стола – «раунд обсуждения» (каждые 5-7 минут). Для удобства я буду подавать сигнал колокольчиком.
• Каждому гостю хозяин выдает стикеры - листочки (в зависимости от количества вопросов, обсуждаемых за столом, на которых гости должны написать свое видение темы, свой ответ на вопрос (свой опыт, свои идеи, рассуждения, ощущения, предложения) и приклеить их к бумажной «скатерти для последующей демонстрации.
• После 3 раундов (когда круг замкнулся и гости вернулись к своему первому хозяину, за свой первый столик) проводится «сбор урожая» - анализ и подведение итогов семинара. Происходит рефлексия, обозначение перспектив совместной работы. На «скатерти» гости с помощью хозяина, размещают основные идеи и мысли, рожденные в ходе работы кафе по их теме всеми участниками кафе.
• Завершается «Мировое кафе» презентацией от каждого стола. Делегаты от каждого столика (1-3 человека) сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола. Согласно теме семинара мною были предложены к обсуждению три основные темы. Для каждого стола была сформулирована 1 тема для обсуждения. Для каждой темы было составлено по 3 вопроса – задания, отвечая на которые участники стола делали обобщающие выводы по общей теме.
Первые вопросы для обсуждения участникам столов в рамках темы семинара:
№1 Сформулируйте, пожалуйста, основную цель речевого развития.
№2 Сформулируйте, пожалуйста, понятие «Развивающая среда».
№3 Исходя из особенностей речевого развития младших дошкольников, перечислите, пожалуйста, условия для развития их речи.
Вторые вопросы для обсуждения участникам столов в рамках темы семинара:
№ 1 Что включает в себя речевое развитие по ФГОС дошкольного образования?
№2 Перечислите, пожалуйста, основные компоненты речевой развивающей среды.
№3 Исходя из особенностей речевого развития дошкольников средней группы, перечислите, пожалуйста, условия для развития их речи.
Третьи вопросы для обсуждения участникам столов в рамках темы семинара:
№1 Перечислите, пожалуйста, направления по развитию речи дошкольников.
№2 Перечислите, пожалуйста формы организации речевого развития, применяемые в Детском саду.
№3 Исходя из особенностей речевого развития дошкольников старшего возраста, перечислите, пожалуйста, условия для развития их речи.
Сбор урожая, просим выступить участников стола №1
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие включает
1. Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества.
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Направления работы по развитию речи
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Сбор урожая, просим выступить участников стола №2
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Слайд 18. Основные компоненты речевой развивающей среды
• Речь педагога;
• методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
• специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Формы организации речевого развития
• Занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте- ведущая форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
• разговоры с детьми; дидактические игры; подвижные игры;
• народные игры; инсценировки; игры-драматизации;
• обследование предметов; литературно-музыкальные праздники; фольклорные ярмарки; разные виды театров; посиделки;
• речевые газеты; книги самоделки; проблемные ситуации;
• интерактивные речевые стенды; разбор и обсуждение ситуаций (иллюстраций, упражнений. проблемы, оценки и т. д.)
Сбор урожая, просим выступить участников стола №3
Особенности речевого развития детей младшего возраста
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
4. организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития детей средней группы
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
3. методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);
4. организация деятельности в «Речевом уголке» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1. Грамотная речь педагога;
2. методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
3. методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
4. организация деятельности в «Речевом уголке» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
5. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
. Вы, наверное, заметили, что одним из основных составляющих речевого развития дошкольников являются Требования к речи педагога Детского сада напомню их ещё раз:
• Правильность
• Точность
• Логичность
• Чистота
• Выразительность
• Богатство
• Уместность
В ходе мероприятия вами были упомянуты инновационные методы и технологии речевого развития, напоминаю вам о них.
• Моделирование – при рассказывании.
• Мнемотехника (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
• Синквейн.
• ТРИЗ
• Сказкотерапия
• Пальчиковые игры в воде, пескотерапия, логоритмика.
• Метод проектов
• Интерактивные игры и игровые презентации.