Людмила Бадина
Использование техники сторителлинг в процессе развития коммуникативных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование техники сторителлинг в процессе развития коммуникативных способностей дошкольников
С января 2017 года наш д/с является региональной инновационной площадкой по реализации образовательной модели
«Инклюзивный детский сад».
Инклюзивная практика-это сложный механизм, который требует от педагогов творческих поисков, владение инновационными педтехнологиями.
Концептуалный подход, лежащий в основе идеи инклюзии, состоит в том,
что ребенок с ОВЗ равен в правах нормотипичному ребенку и имеет
Публикация «Использование техники сторителлинг в процессе развития коммуникативных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
неотъемлемое право учиться со своими сверстниками в одной образовательной системе. Образовательные технологии, которые применяются в процессе обучения детей с РАС, позволяют построить процесс инклюзии -это включение включения детей с РАС в активную общественную жизнь и в общую образовательную среду на основе индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка. В результате,все воспитанники ДОУ получают положительный опыт общения, а дети с РАС быстрее переходят от взрослого сопровождения тьютора к самостоятельному управлению собственной деятельностью,общению со сверстниками.
В нашем ДОУ обучается 12 детей с расстройством аутистического спектра. РАС.
Главной и основной характерной чертой ребёнка с РАС является -
тяжёлое нарушение коммуникативной сферы, а именно:
1)Ребенок избегает контакта, поэтому главная задача взрослого-установить с ребенком этот контакт, путем организации коммуникативных игр с различными героями перчаточного театра, проговариванием потешек в центрах активности группы.
2) Ребёнок плохо говорит или вообще предпочитает молчать, знает слова, но не складывает их в предложения. Решить эту проблему позволяет использование различных речевых игр и технологий, при помощи настольного и пальчикового театра. Одной из таких технологий является техника сторителлинг. Использование технологии сторителлинг позволяет разыгрывать сказочные сюжеты, где ребёнок с РАС, даже если и не говорит, то может имитировать действия героев, тем самым проявляя интерес к окружающему миру и развивая желание включаться в совместную деятельность.
Техника сторителлинг - это рассказывание историй, сказок и рассказов своими словами.
Цели сторителлинга : захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль.
Метод сторителлинга позволяет :
1) разнообразить образовательную деятельность с детьми;
2) заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
3) научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
4) обогатить устную речь дошкольников;
5) облегчить процесс запоминания сюжета.
Эта техника позволяет расширять возможности для развития речи, воображения и коммуникативных качеств детей.
Реализовать эту технику мне помогает дидактический модуль «Ландшафтный стол». Ландшафтный стол — это многофункциональный модуль, который разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта ДО и предназначен для организации игровой деятельности детей от 3 до 7 лет.
Главная цель – формирование целостности картины мира у детей и представлений об окружающем мире.
Игровая деятельность может быть организована индивидуально (1,2 ребёнка) или небольшими подгруппами. Дети имеют возможность свободно передвигаться, разыгрывая при этом различные сюжеты.
В нашем ДОУ имеются два игровых набора: «Городская улица» и «Сельская местность».
1) Городская улица — в набор входят: деревянные фигуры людей, различные виды транспорта, деревья, здания, кубики, которые позволяют ребёнку конструировать по своему замыслу. Набор способствует развитию пространственного мышления,
социально — коммуникативных навыков и речевому развитию. Дети в игровой форме знакомятся с видами транспорта,
ПДД, разнообразием зданий и их назначением, а также в игровой форме воспроизводят повседневные действия и события.
2) Сельская местность или ферма - в набор входят: деревянные фигуры людей, животные, различные виды транспорта, деревья, здания, кубики, которые позволяют ребёнку конструировать по своему замыслу. Набор способствует познавательному, речевому, социально — коммуникативному развитию детей, знакомит с представителями домашних и диких животных. Дети проявляют в игре свою инициативу.
Ландшафтный стол помогает организовать сюжетно — ролевые игры: «Мой дом». «Моя семья», «Ферма», «ПДД» и другие, развивать навыки конструктивной деятельности, учить ориентироваться в пространстве,развивать творчество, например: используя набор театра, дети могут разыгрывать сказочные сюжеты.
Организуя игровую деятельность с данным модулем, реализуется один из принципов ФГОС ДО — принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и творчества, потому что дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой — либо деятельностью, они сами создают ландшафт будущей игры, персонажей для сочинения историй. Дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Такой подход позволяет всесторонне воспитывать и развивать детскую личность,улучшать речь,развивать логическое мышление,учиться общаться со сверстниками,обсуждать простые задачи,примерять на себя различные роли.
Опыт показал, что имея только два поля нельзя говорить о многофункциональности данного модуля. Я решила исправить данную проблему с помощью изготовления авторских полей. Так в прошлом учебном году У нас появился авторский кружок «Юные исследователи» (или ландшафтный стол). Мы смоделировали ландшафты: водоем (река, море) и луг. Сейчас у нас в разработке ландшафты: пустыня и горная местность. Тематику с детьми мы определяем совместно: дети высказывают свои пожелания, моделируют ситуацию, обсуждаем книги, вместе фантазируем о том, что представляет собой тот или иной ландшафт, рисуем эскиз и совместно его воплощаем. Создавая, тот или иной ландшафт дети развивают воображение, так как в игре используются не только готовые игрушки, но и природный и бросовый материал.
Ландшафтный стол-это отличный способ провести время весело и с пользой для развития детей!