Любовь Юкиева
Использование техники правополушарного рисования для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Использование техники правополушарного рисования
для развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста»
Выполнила: Юкиева Любовь Архиповна - воспитатель, МАДОУ д/с №17
г. Нефтекамск 2024 г.
Краткая аннотация проект
Тип проекта: художественно - эстетический
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный
Публикация «Использование техники правополушарного рисования для развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта предполагается в образовательной деятельности: как часть организованной образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьей воспитанников.
Актуальность выбранной темы определилась наблюдениями, в результате педагогической деятельности.
В связи с быстрым темпом развития окружающего мира происходит и быстрое развитие современных детей в этом мире. Современного дошкольника становится трудно чем – то удивить, заинтересовать, и тем более удержать интерес на нужном, необходимом уровне.
Проблема развития детского творчества, в настоящее время остается одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Присутствие творческих способностей играет в жизни немаловажную роль в становлении личности. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление.
Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменения восприятие мира, развиваются способности к визуализации. Формируется отношения к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Дети просто рисуют то, что видят не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.
Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, оказывает помощь в усвоении материала, помогает достичь высокого уровня художественно-творческой готовности к школе, поверить в свой успех в дальнейшем, свои силы и возможности, стерев мнение о себе: «я не способен, не могу».
Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно это подход взращивает гениев, заставляющих измениться в мир в лучшую сторону. Многие великие художники и исследователи благодаря правополушарному мышлению подарили миру многих мастеров, продолживших их вдохновенные идеи. В наше время правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психолога Роджера Сперри. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека. Метод был создан профессором Бетти Эдвардс в 1979 году на основе исследований профессора Роджера Сперри (психобиолог, лауреат Нобелевской премии в области деятельности головного мозга).
Основная идея проекта заключается в том, чтобы с помощью техники правополушарного рисования предоставить детям возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство радости, вдохновения.
Гипотеза: предположим, что целенаправленная работа с использованием техники правополушарного рисования ведет к положительной динамике развития творческих способностей дошкольников.
Цель проекта: развитие творческих способностей дошкольников через использование технологии правополушарного рисования.
Задачи проекта:
Обучающие: - совершенствовать художественные и интеллектуальные навыки в процессе рисования
Коррекционно-развивающие:
- корректировать и развивать личностные качества учащихся, умения выражать свои чувства;
- улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка»
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества; доброжелательные, дружеские отношения между детьми; эмоциональную отзывчивость и мотивацию к учению путем применения арт-терапии.
Психотерапевтические:
- создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости и успеха.
Объект проекта – правополушарное рисование.
Предмет проекта – технология правополушарного рисования.
Практическая значимость: данный материал можно использовать для проведения организованной совместной деятельности с детьми.
Техника последовательности правополушарного рисования
Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.
Лево - и правополушарные процессы работы мозга
Левое полушарие отвечает за: логику, правила точные, закономерности;
схемы, инструкции; пошаговость; обьяснения.
Как это выглядит в рисовании? При левополушарном рисовании требуется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится. При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.
В результате обычно получается симметричный, точный, стройный и красивый объект. Творческий процесс долгий и иногда утомляет, теряется интерес воспитанников.
Правое полушарие отвечает за: интуицию; эмоциональность; цельность; спонтанность; повторение.
Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.
Пути и методы правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности.
Приемы правополушарного рисования
1. Отсутствие образца
2. Создания фона
3. Рисуй быстро
4. Рисуй вниз головой
5. Учись наблюдать
Этапы работы над рисунком
1. На лист бумаги наносится фон белой краской: размашистыми движениями от края до края. Без страха выхода за края листа.
2. Выбираются нужные цвета по желанию (не больше 3 цветов) и хаотично наносятся пятнами, не жалея краски.
3. Плоской щетинистой кистью растягиваются цветные пятна размашистыми движениями от края до края, не проводя несколько раз по одному месту. Растягивать цветные пятна можно не только по горизонтали, но и по вертикали, по диагонали, по дуге, по кругу, согласно задумке автора. Для этой цели также можно использовать сложенную бумажную салфетку или губку.
4. Полученный фон немного подсушить и наносить задуманный рисунок.
Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы. Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом. Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та).
Основное содержание проекта.
Основное содержание проекта: погрузить детей в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования. Обеспечить взаимное партнёрство между родителями и детьми, педагогами МАДОУ детский сад №17.
Организованная деятельность превращаются в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, игры, беседы, упражнения для синхронизирования полушарий мозга.
Работа с родителями:
В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы
- с родителями: анкетирование, беседы, консультации: «Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей»; памятки: «Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей», буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ППР, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников».
Опубликование проекта на личной странице
https://www.maam.ru/users/410020
Ресурсы
Временные: один год.
Материально-технические: библиотека методической и художественной литературы; наглядно-дидактические пособия, разнообразные материалы для художественного творчества.
Кадровые: привлечение к педагогическому процессу детской городской библиотеки.
Партнеры: родители, МБУ «ЦБС».
Информационные: Интернет-ресурсы: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pravopolusharnoe-risovanie
План реализации проекта
Первый этап - подготовительный: (сентябрь 2022)
Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта. Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов, определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. Разработка программно-методического комплекса: программы дополнительного образования «Волшебная кисточка». Диагностическое обследование детей.
Второй этап – основной: (октябрь 2022 – апрель 2023г).
1. Непосредственное поэтапное внедрение педагогического проекта в работу с детьми старшего дошкольного возраста: реализация основных видов деятельности (совместная организованная деятельность и деятельность в режимных моментах с детьми, занятия кружка «Веселая кисточка»).
2. Организация работы по наполнению развивающей предметно -пространственной среды для реализации основных видов деятельности с детьми.
Третий этап – заключительный: (апрель – май 2023г.).
На промежуточных и заключительном этапе реализации проекта, мы планируем проведение анализа и обобщения результатов, полученных в процессе работы с детьми и представление отчетных презентаций и других продуктов проекта для родителей и педагогов ДОУ:
1. Организация ежемесячных выставок детских работ в ДОУ.
2. Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
3. Сравнение начальных и итоговых работ воспитанников. Анализ сформированности навыков в процессе наблюдений за деятельностью воспитанников.
4. Творческий отчет воспитателя.
Учебно-тематический план
1. Вводное занятие. Презентация. Теория: Техника правополушарного рисования, введение в образовательную программу. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о гуашевых красках.
Практика: свободное рисование.
2. Смешение красок. Различные горизонтальные фоны. Теория: подготовка рабочего места. Значение правил при правополушарном рисовании.
Смешение красок на палитре, на листе бумаги.
Практика: грунтовка листа, упражнение «Точки», смешение цветов на листе. Экспериментирование с цветом.
3. Рисуем облака Теория: техника правополушарного рисования вертикального фона. Показ способов рисования облака разными способами: постукивая подушечкой пальца по листу, жесткой кисточкой.
Практика: вертикальный фон. Изображение облаков пальчиками, жесткой кистью.
4. Вкусные дары щедрой осени. Виноград. Фон от середины листа Теория: продолжаем закреплять способы рисования фона – от середины листа.
Показ способа рисования лозы – прокручивая кисточку в пальцах. Свет и тень.
Практика: выполнение рисунка грозди винограда подушечками пальцев, нанесение света и тени (рисуем улыбочки) Дорисовка листочков и усов.
5. Рябина. Теория: техника правополушарного рисования горизонтального монохромного фона. Проработка деталей на переднем плане, показ способа изображение гроздей рябины подушечками пальцев, последовательно нанося цветовые пятна (бардовый, красный, свет и тень).
Практика: монохромный фон, изображение гроздей рябины подушечками пальцев, нанесение света, тени, блики.
6. Улыбка. Теория: показ нового способа создания фона – от центра.
Практика: выбор цвета и рисование нового фона, рисование улыбки кота. Выполнение творческого задания
7. Летнее настроение. Смешение красок. Фон вертикальный Теория: техника правополушарного рисования вертикального фона. Показ способа рисования облаков, травы, цветов.
Практика: вертикальный фон. Изображение облаков пальчиками, травы распушенной большой щетинкой, ромашек круглой синтетической кистью.
8. Рисуем елочку разными способами
Теория:
- Показ способа рисования ели (мазками).
- Показ способа рисования ели (жесткой кистью).
- Показ новой техники «набрызг» с помощью жесткой кисти.
Практика:
-Рисование облаков пальцами, ели мазками, украшение игрушками.
-Рисование ели по схеме, жесткой кистью, снегирей подушечкой пальца, дорисовка деталей (головы, крыльев, хвоста, снега «набрызгом»
9. Зимний лес. Перспектива. Теория: Рассматривание зимних пейзажей, объяснение, что такое линия горизонта, понятия «воздушная перспектива» и как ее изображали художники.
Практика: самостоятельная работа детей по рисованию зимнего пейзажа, применяя полученные навыки.
10. Заяц. Теория: продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования от простых форм, цветового пятна, используя разные кисти. Практика: создание выразительного образа; рисование зайца по схеме, в определенной последовательности, от простых форм (круга, овала).
11. Птицы. Сова. Круговой фон Теория: показ нового способа создания фона - по спирали. Рассматривание рисунка «Совенок», показ приема рисования совенка от яркого цветового пятна.
Практика: самостоятельная работа детей по рисованию зимнего пейзажа, деревьев, сов, нанесение светотени, снега на ветки деревьев.
12. Подарок для мамы. Тюльпаны. Теория: показ нового способа создания фона – цвета идут навстречу друг другу. Рассматривание фотографий. Показ способа рисования тюльпанов.
Практика: рисование нового фона, тюльпанов по показу педагога, нанесение света и тени, обводка кончиком кисточки
13. Подснежники. Теория: рассматривание фотографий подснежников. Показ использования поролоновых кисточек для изображения снега, способа рисования цветов.
Практика: рисование нового фона с использованием поролоновых кисточек, подснежников по показу педагога, листьев и стеблей используя разные цвета.
14. Путешествуем по миру. Теория: иллюстрации животные жарких стран, подбор цветовой гаммы.
Практика: рисование тигра (слона) по трафарету. Выполнение творческого задания: дорисовка фона – барханов, оазиса, по желанию.
15. Космос. Теория: закрепление способа создания фона по спирали - рассматривание иллюстраций «Космос», из каких форм состоит ракета, спутник, планеты.
Практика: выполнение фона по спирали, изображение планет, спутников, ракеты по самостоятельному выбору детей.
16. Городской пейзаж. Теория: продолжаем закреплять способы рисования правополушарного фона - волнистыми линиями, передний и задний план. Силуэтный рисунок. Проработка деталей на переднем плане. Свет, блики, на воде.
Практика: выполнение силуэтного рисунка города на заднем плане, берега, дерева, кота на переднем плане. Свет, блики, на воде.
17. Одуванчики, цветы черемухи, яблони. Теория: продолжаем закреплять способы рисования правополушарного фона - по диагонали, подбор цветовой гаммы. Правильное композиционное построение рисунка на листе. Создание настроения в рисунке.
Практика: выполнение фона по диагонали, использование ватных палочек, создание образа воздушных одуванчиков, дорисовки по желанию.
Ожидаемые результаты.
К концу проекта дети:
· владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;
· используют в одной работе разные изобразительные материалы;
· освоили цветоведение, научились экспериментировать с краской;
· самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, свободно выражают свой замысел в творческой работе;
· получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;
· уважительно относятся к работам товарищей, при этом способны объективно оценивать свою работу;
· общий кругозор воспитанников расширился;
· расширен и обогащен художественный опыт детей;
· сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
· дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием.
Продукты проекта: дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка», консультации для родителей, мастер-класс для воспитателей по тематике проекта, материалы к выставкам, фото - и видеоматериалы практической деятельности с детьми; доклад и презентационные материалы, разработанные для городского методического объединения воспитателей старших групп.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Учитывая положительный эффект выбранной методики для психологического комфорта воспитанников, планирую и в дальнейшем использовать ее в работе с детьми.
Накопленный опыт и материалы будут обобщены и представлены педагогическому сообществу на педагогическом совете детского сада, на городском методическом объединении воспитателей.
Также необходима дальнейшая работа по активизации деятельности консультационного характера с родителями воспитанников.
Мониторинг освоения детьми планируемых результатов
Видео: https://www.youtube.com/embed/cCPTypnbQ1M*
Видео: https://www.youtube.com/embed/v8L6acMMXv4*
Видео: https://www.youtube.com/embed/iYxGdwzbHxU*
Видео: https://www.youtube.com/embed/wPJ8xsdN83IПервоисточники
1. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 2010, 288 с.
2. «Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.
3. «Цвет», Бетти Эдвардс 2010г.
Литература
1. Вальдес М. С. «Интуиция, творчество, арт-терапия»// Одриосола, 2012.
2. Дворниченко А. В. ИЗО кружка "Каляка – маляка", воспитатель МБДОУ № 47 «Радость» г. Псков (материалы электронного журнала "Дошкольник")
3. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www naydisebya ru
7. Шишкова С. Ю. Альбомы для творческих способностей. Феникс, 2021г.