Ольга трубникова
Использование техники «друдлы» в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34 «Теремок» города Димитровграда Ульяновской области.
Воспитатель подготовительной
группы Д для детей с ТНР
Трубникова Ольга Петровна
Использование техники «Друдлы»
в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры социально-коммуникативного развития, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умение вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и с взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и т. д.
Публикация «Использование техники „друдлы“ в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. Обязательными признаками творческой деятельности являются: новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Детское творчество характеризуется гибкостью мысли, идей, способностью оперировать новыми идеями, умением видеть вещи в новом значении.
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.
Опираясь на эти знания, в своей коррекционно-развивающей работе с детьми подготовительной группы, я решила попробовать поиграть с детьми в «Друдлы».
Эта технология не новая, но немного подзабытая.
Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули, "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка).
Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, которое использовалось в качестве развлечения для публики. В 1953 году была издана книга под названием "Droodles". В скором времени сборник несметного количества головоломок пропиарили абсолютно все средства массовой информации, и началась друдломания. В эту игру играли и взрослые, и дети. Вот этот друдл я помню со школы. Угадайте, что это?
Вы тоже, наверняка, вспомните игры на смекалку и сообразительность. Игры «На что похоже?» с угадыванием изображений в линиях, начертанных на песке или мелом на стене, в геометрических фигурах или просто в размытых кляксах. Предлагалось масса ответов. Правильным считался самый оригинальный необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Этот человек и считался победителем.
«Друдлы» — это черно – белые картинки - загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое.
Смысл «друдлов» - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке.
Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его, рисунок кажется очевидным.
Чем же полезна технология «друдлы»?
- Развивает воображение. Например, рассматривая облака или трещины, у вас обязательно возникнет какой-либо образ. То же самое и с незаконченными рисунками.
- Тренирует творческое мышление. Для друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.
Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.
- Развивает логическое мышление, расширяется сознание, снижается боязнь проявлять инициативу, повышается интеллектуальный уровень;
- Развивает у детей речь, укрепляет связь между воображением и речью. Когда дети рисуют, думают, то проговаривают то, что рисуют. Ведь если заниматься с ребенком в паре, то без общения не обойтись.
Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря
Таким образом, обобщая всё вышесказанное, «друдлы» - эта технология способствует развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности воспитанников и учит их мыслить не стандартно.
В друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Использование технологии «друдлы» в работе с дошкольниками?
Технология «друдлы» подходит для использования в работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР3) не могут самостоятельно, связно и достаточно полно объяснить, рассказать, что они нарисовали. Затруднения вызывает и построение диалога. Ребята ограничиваются простыми односложными предложениями.
Своеобразные игры «друдлы» используются для поддержания речевой активности детей. Именно это и способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Нам, как педагогам, технология «друдлы» так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент).
Играть в друдлы можно и вербально, и не вербально.
Итак, нам для работы понадобятся квадратные карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов.
По уровням сложности выполнения заданий «друдлы» разделяются на простой, средний, сложный уровень. В зависимости от индивидуальных особенностей детей подбирается «Друдла» нужного уровня.
.
Этапы обучения
1. «Дорисуй геометрическую фигуру» Это задание на пририсовывание и превращение во что-либо геометрических фигур.
Вот с этого задания я и начала работу по использованию друдлов. На удивление, это не вызвало никаких затруднений у детей. Они даже не вспомнили о том, что может быть они не умеют рисовать какие-либо предметы. Рисовали с удовольствием все и в их дорисованных рисунках вполне угадывался задуманный предмет. Правда отдельные дети подглядывали к соседу, что у него там получается.
Такому успешному результату способствовало то, что на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети спокойно узнавали в окружающей обстановке предметы, похожие на геометрические фигуры.
Интересным для детей был и этот самый простой вариант с парными кружками. Нужно было придумать как можно больше вариантов. Причем, один ребенок без дополнительных подсказок как бы мысленно перевернул листок, другой объединил две пары кружков в один рисунок. И все это в этой игре приветствуется.
2. «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т. д? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.
3. «Дорисуй картинку».
Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
Можно дать задание: придумать 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.
На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.
4. «Объясни, что ты видишь»
Можно в «друдлы» играть словесно, без дорисовки. Показать детям один друдл. Предложить детям подобрать объяснение к ней. Объяснения могут даваться по очереди – тогда выигрывает тот, кто дал свою интерпретацию к картинке последним.
5. «Придумай и нарисуй друдл».
Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
Победителем может быть тот ребенок, который угадает какое название дал автор друдла.
6. «Сочини рассказ (сказку) по серии картинок».
Возможен и другой вариант, когда ребенку предоставляется серия готовых друдл, а задача ребенка составить рассказ или сказку дополняя каждую карточку деталями, получая тем самым цепь последовательных картинок.
Предложить несколько друдлов. Дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.
Вот это задание вызвало у детей чуть большее затруднение, чем предыдущие. Сначала давала по два друдла методом случайного выбора или предлагала детям самим выбрать несколько друдлов и по ним составлять рассказ. В этом задании помощь педагога просто необходима. Детям нужна помощь и в придумывании сюжета, и в составлении предложений в правильной грамматической форме.
Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?
В процессе работы с технологией «Друдлы», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.
1. Подсказка рисунка
Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т. д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?
2. Изменение ракурса
Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т. д.
3. Случайный импульс
Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.
Пример:
Например, слово "размытая". Первая мысль, которая приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно додуматься до заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).
Посмотрев на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения.
Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.
4. Три слова.
Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.
Друдлы можно использовать и на занятиях по рисованию когда рисуем на свободную тему по замыслу ребенка. Ребенок дорисовывает друдл, как сам захочет. Я рисовала с детьми в свободное время.
Детям раздавала нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали.
Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.
Со временем, мы перешли на новый уровень игр. И ребята стали уже сами рисовать друдлы.
Следует отметить, что после внедрения технологии «Друдлы» и проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня развития творческих способностей детей групп. Дети стали в своих работах более активны, работы стали более разнообразны и красочны. Дети справляются с поставленной задачей на занятии по рисованию лучше прежнего. Они легко вспоминают и зарисовывают сюжеты из жизни и игр. Легко придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности.
В результате занятий с применением друдлов, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Как видите, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, потренировать воображение в нахождении самого оригинального и необычного ответа, потренировать мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный отклик.
Очень важно, что, работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.
Таким образом, технология «друдлы» показала свою эффективность и её можно смело рекомендовать коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ.
Список используемой литературы :
1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О. Антонова. - Новосибирск 2008.-270с.
2. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» 2002 г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский. – Спб. :Союз, 2007.- 370с.
4. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва 2000 г.
5. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с.
6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Ф. Г. О. С.» Москва: Мозаика-Синтез 2017 г.
7. Интернет-источники.
1 Антропова,Е. Интерактивная игра «Друдлы». (Электронный ресурс)/А. Антропова. – Режим доступа: https://www/maam.ru/detskijsad/interaktivnaja-kvest-igra-razvedchiki-podgotovitelnaja-grupa.html.
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] // Российская газета. – режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.