Татьяна Князева
Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи детей»
Добрый день. Я, Князева Татьяна Петровна, воспитатель детского сада№ 7 «Солнышко». Сегодня я расскажу вам о своем опыте работы. Тема, с которой я с вами поделюсь «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи детей».
Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
Публикация «Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи детей» размещена в разделах
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».
Е. Щукина.
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Задачи речевого развития детей :
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
Бесспорно, базой для развития речи становится дошкольное учреждение. Именно в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В ходе работыс детьми в возрасте 4-5 лет и проведя диагностику по обследованию речи детей на начало года, я столкнулась с проблемой:
• что речь у детей односложная, состоящая лишь из простых предложений.
• Дети не могут грамматически правильно построить предложение.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Нарушение звукопроизношения, плохая дикция.
Дальнейшую свою работу по развитию речи у детей в средней группе строила и проводилась с учетом диагностики и особенностей детей. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание игрушек и картинок, кукольный театр, образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание. То есть применяла традиционные методы и приемы. Но я увидела, что этого недостаточно для решения данный проблемы и стала искать новые нетрадиционные формы. Эти технологии не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне. Инновационные технологии способствуют формированию творческой способности у детей, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.
Для работы в этом направлении я составила перспективный план и определила задачи. Вот эти технологии, которые я стала применять в своей работе:
Пальчиковые игры в воде, сухом бассейне
Логоритмика
Мнемотехника
Игровые технологии
Сказочные лабиринты В. В. Воскобовича
Информационно - коммуникативные технологии
Технология проблемного обучения (интеллектуальные карты)
1.
Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр в воде и сухом бассейне.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры в воде и сухом бассейне.
Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Для этого я и стала использовать пальчиковые игры и сухой бассейн. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы, силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску сыпали фасоль И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили.
• «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину, удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
«Тесто» Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи.
«Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне — игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
С С игрушками проводят следующие упражнения:
• «Скажи, какой?» Ребенок должен назвать прилагательные (цвет, вкус, форма)
• «Что делает?» Ребенок должен назвать глаголы.
• «Про что я говорю?» Педагог показывает предметы детям, погружает их в бассейн. Затем рассказывает об одном задуманном предмете, называя признаки, что с ним можно делать или что он делает. Дети отгадывают предмет и находят его в бассейне. Например: «Она металлическая, ею едят суп» (ложка).
• «Найди фигуру по образцу» Искать геометрические фигуры.
• «Вспомни сказку» Дети должны назвать сказку, в которой встречаются найденные герой.
• «Магазин» Взять картинки с определенным звуком.
Игры и упражнения с водой
Упражнения для формирования длительного выдоха
• «Буль-бульки» В один бассейн налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите детям поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в таз, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в таз, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
• «Что тонет». Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Обязательно проговаривайте, из чего сделан предмет, какой он. Сопровождаем звуками, соответствующие предмету, н-р уточка, камень и др.
2. Логоритмика
Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. При планировании логоритмической деятельности я выделяю следующие направления работы:
• формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания (игра «Салютики», «Перышки»).
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально-дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса (игры «Веселыйоркестр», Раз, два, три, повтори!Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные развитие артикуляции, мимических мышц (артикуляционная гимнастика). Чистоговорки, скороговорки.
• Игра «Толстячки и худышки», упражнение «Чашечка» и др.
• развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики (игра «Моя семья», упражнение «Капель», «Сколько птиц», развитие мелкой моторики – динамические игры и упражнения, («Утки, куры и индюшки»);
• Упражнение на релаксацию «Дети отдыхают».
3. Мнемотехника
Развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника
• К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
• Задачи:
• • Развивать связную и диалогическую речь.
• • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи (по мнемотаблице).
• • Развивать у детей умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
• • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, память.
Взяв за основу инновационные технологии по мнемотехнике с эффективными наглядными пособиями, пользуясь готовыми разработанными схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использовала их в работе с детьми по обучению связной речи. Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Поэтому я начала свою работу с простейших мнемоквадратов, в которых изображала 4 – 5 схематичных рисунка (н – р, сказка «»). Эффективно их можно применять при пересказе небольших и доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживать интерес и развивать речевую активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты, постепенно стала вводить мнемодорожки и мнемотаблицы.
• Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны» вокруг них. Например, сказка «Лисичка со скалочкой» : лиса – состоит из оранжевой геометрической фигуры, вокруг главного героя изображались (дорожка, скалочка, курочка, гусочка, девочка, собачка, чтобы дети смогли наглядно, с помощью схемы воспроизвести сюжет сказки.
• Играли с детьми в игру «Заколдуем слова». На листочках нарисованы 5 клеток, в которых нужно заколдовать животных. Медленно произношу слова, а дети изображают карандашом нужные символы (волк, лиса, кошка, ёж, собака, в клетках появляются символы. Этому приёму я уделяю особое внимание. Он служит не только для расширения ассоциативного словаря, развитию логического мышления и памяти, но и способствует развитию связной речи (т. к. дети должны объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке, развитию мелкой моторики (т. к. необходимо быстро схематически изобразить его).
• Читаемый детям стишок рисую по ходу чтения. При этом использую знакомые детям символы. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, и дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по – одному, по желанию. Таблицу – рисунок оставляю на видном месте, в групповой комнате в течение нескольких дней.
• Когда этот материал освоен, предлагаю детям составить мнемотаблицу по лексической теме самостоятельно.
• Игра «Расскажи о предмете» (О,П. Исаченко игра - таблица).
С этой технологией познакомила и родителей. Предлагаю вместе с детьми составить таблицу по разучиванию стихотворения.
4. Игровые технологии
Использую речевые и настольно-печатные игры, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, навыки самопроверки.
• «Да нет-ка»\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет».
• «Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д. \
• «Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д. \
• «Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д. \
• «Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т. д. \
• «
• «Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т. д. \
• «Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т. д. \
• «Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т. д. \
• Сочинение сказок.
• «Салат из сказок»\ смешивание разных сказок
• «Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель
• «Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад
• «Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. \
• «Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных
•
5. Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
Технология позволяющая полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности ребенка в игровой форме, как того требуют Федеральный образовательный стандарт. Игры направленны на конструирование и моделирование, игры с буквами, звуками и словами.
• Игра «Восьмерка»
•
•
•
5. Информационно – коммуникативные технологии
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий
Использую интерактивную приставку
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: Упражнять в объяснении значения слов.
Ход: На ИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т. д.)
Игра «Назови детенышей»
Цель:Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и сказать кто у кого есть» («У волка - волчата, у волка много волчат».«У ежа - ежата, у ежа много ежат» и т. д.).
Игра: «Загадки – описания»
Цель: Упражнять в составлении небольшого рассказа описания, выделяя характерные признаки.
Ход: На доске под «шторками» спрятаны картинки зимней тематики (снегирь, новогодняя елка, санки, подарки, ледянка, варежки). Вызывается один ребенок, другие закрывают глаза. Ребенку у доски предлагается в это время открыть одну шторку, посмотреть картинку, снова закрыть. Затем придумать, и загадать детям загадку-описание Дети отгадывают. Если правильно, ребенок открывает шторку и демонстрирует отгадку.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки, и разложить их на четыре группы, в зависимости от того, какое слово можно к ним подставить: мой, моя, моё, мои («мой заяц, мои санки, моя лиса, моё облако» и т. д. дети по очереди выходят к доске и распределяют картинки. Работа каждого ребенка оценивается.
6. Технология проблемного обучения (интеллектуальная карта)
Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации и решение проблем.
Правила составления интеллектуальных карт:
1. В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
2. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления,используя ручки разного цвета.
3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность длядобавления деталей.
4. Добавляются символы и иллюстрации.
Создание противоречия. Например, металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему? Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет. Аналогичный опыт можно проделать со стеклянной баночкой: пустая, закрытая крышкой банка, на поверхности воды плавает, а банка, заполненная водой, сразу тонет.