Илона Гелунова
Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Термин "музейная педагогика" появился впервые в связи с обсуждением проблем взаимодействия музея и школы. И первоначально трактовался как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. Музейная педагогика понимается как научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии и рассматривающая музей как образовательную систему. Основой музейной педагогики является музейно-педагогический процесс, через который происходит передача культурного и исторического опыта. В качестве основной цели музейной педагогики рассматривается приобщений к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Публикация «Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации» размещена в разделах
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции "мини-музеев" вполне реально, т. к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Таким образом происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей. Часть слова "мини" в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в дошкольной образовательной организации может располагать постоянными и сменными экспозициями.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов:
- постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);
-выбор помещения (количество посетителей и экспонатов);
- сбор экспонатов;
- оформление мини-музея (учет эстетических норм, соблюдение правил безопасности);
-разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
- разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
- выбор экскурсоводов (педагог и сами дошкольники);
- открытие мини-музея с приглашением детей и родителей.
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный
характер. Поэтому, погружение детей в существующую музейную или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, т. к. они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и, особенно, посмотреть, как они работают. Количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу "лучше меньше, да лучше".
В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации- важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Положительное влияние успеха у дошкольников неоспоримо вызывают гордость и радость, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности. Успех имеет стимулирующее значение в образовательной деятельности дошкольника, активизирует ее и, в то же время, является весьма значительным побудителем познавательного интереса.
Особого внимания заслуживает организация экскурсионной деятельности в мини-музее. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.
В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Вопросы, которые им задаются, носят, отнюдь, не риторический характер, каждый из них, обычно, подразумевает конкретный ответ, который дети дают хором или поодиночке. Его можно оспорить, с ним можно согласиться, но главное - он стимулирует дальнейший ход беседы. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знания (хотя они тоже необходимы, а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждает к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла того, что видит ребенок.
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Поэтому, актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.