Елена Куликова
Использование средств ИКТ в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств ИКТ в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ
Аннотация: В представленном практическом материале описаны современные образовательные информационно-коммуникационные технологии, используемые учителем-логопедом в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста. В результате модернизации образования все большое внимание уделяется повышению уровня качества образования. Применение информационных и коммуникативных технологий, быстро вошедших в образовательную среду дошкольных учреждений открывает новые перспективы для создания благоприятных условий обучения детей с различными нарушениями развития. Область применения информационных технологий в специальной педагогике достаточно широка и разнообразна. В настоящее время многие логопеды в своей практике активно применяют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – технологии доступа к различным информационным источникам, направленные на получение конкретного результата (в нашем случае – образование). Они помогают в решении многих задач: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии. Учитывая, особенности в психическом и речевом развитии детей ОВЗ, необходим, особый подбор дидактического материла: наглядный, красочный, доступный. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии, которые я активно использую в работе у детей с диагнозом ОНР. Использование презентационных инструментальных средств позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это основной замысел использования мультимедийных презентаций. Для занятий по ознакомлению и закреплению изученного материала помогают презентации с интерактивным компонентом, с учетом особенностей развития детей, которые помогают удерживать внимание ребенка. Это немаловажно для нас, так как дети ОВЗ не усидчивы. Благодаря использованию ИКТ в работе с детьми с ОВЗ в коррекции нарушения речи достигаются высокие результаты: - у детей повышается мотивация; - формируется активная позиция; - обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; - активизирует познавательную и мыслительную деятельность, - повышается мотивация сотрудничать с педагогом в решении определенных коррекционных задач. Применяя на занятиях с дошкольниками компьютерные технологии, следует помнить, что необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические требования. Занятия с использованием компьютеров для детей 5–7 лет в соответствии с нормами СанПиН следует проводить не более одного в течение дня и не чаще 3 раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 6–7 лет – 8 минут В условиях детского сада необходимо использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность логопеда с детьми должна отличаться эмоциональностью, ярким привлечением внимания к иллюстрациям, использование звуко- и видеозаписей. Компьютерная техника с её мультимедийными возможностями может обеспечить нам такие условия. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования в эмоциональном сотрудничестве педагога и ребенка. Но это всего лишь вспомогательное средство в коррекционном обучения, приоритетом которого остается живое общение педагога с ребенком.
Публикация «Использование средств ИКТ в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Тема: «Дифференциации звуков «Р, Рь» - «Л, Ль» и букв Р - Л в словах и предложениях»
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (доска с предметными картинками)
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам поиграть в одну увлекательную игру! Но прежде чем мы начнем в нее играть, давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом занятии.
Посмотрите на доску, скажите, как гудит большой самолет? (Л-л-л)
А теперь, изобразите, как гудит маленький самолетик? (Ль-Ль-Ль)
Что общего в этих звуках, а чем они отличаются? (Ответы детей)
А теперь изобразите, как рычит большой тигр! (Р-р-р)
А, как рычит маленький тигренок? (Рь-рь-рь)
Расскажите об этих звуках! В чем их отличие? (Ответы детей)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [р, рь] – [л, ль]. Предложить детям вспомнить характеристики звуков «Р», «Л»-«Рь», «Ль» и сказать, чем они похожи (согласные, звонкие, твердые, обозначаем синим цветом- согласные, звонкие, мягкие, обозначаются зеленым цветом) и чем отличаются (артикуляцией).
Задание 1. Характеристика, изучаемых звуков (слайд № 1)
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли Гусеничка и Божья коровка, они учатся в школе насекомых, и учитель дал им задание пройти тест с вопросами. Они пришли к нам в детский сад за помощью. Давайте поможем им выполнить задания.
Задание 2. Определение звуков «Л, Ль» в словах (слайд 2)
Логопед: Ребята, для прохождения первого задания, посмотрите на экран, выберите пару картинок, в которой встречаются любимые звуки большого самолета и маленького самолетика. Звуки «Л» и «Ль».
Если ответ выполнен правильно, вы сможете перейти к выполнению следующего задания.
Если допустите ошибку-необходимо будет еще раз внимательно подумать и постараться исправить ошибку.
А сейчас, тот кого я назову, нажмет на пару, выбранных им картинок и проверит правильность ответа.
Задание 3. Выделение из группы слов, слова со звуком «Р» (слайд 5)
Логопед: На этом слайде нам надо найти картинки, в которых встречается любимый звук большого тигра, звук «Р».
Проверяем свой выбор!
Задание 4. Игра “Четвертый лишний” (слайд 8).
Логопед: Выберите из группы картинок одну лишнюю по наличию звуков «Р» - «Л».
Проверяем себя!
Задание 5. Соотнесение названия картинки с правильной схемой слова (слайд 11)
Логопед: Ребята, на этом слайде надо назвать картинку и подобрать к картинке правильную схему.
Логопед предлагает выделить, в заданном слове изучаемый звук, назвать его месторасположение и подобрать схему к слову.
6. Физминутка
Логопед: А, теперь, я предлагаю вам немножко отдохнуть и размяться. Встаем из-за парт и выполняем вместе со мной упражнения:
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)
Задание 7. Определение местонахождения звука Л в слове и нахождение его на схеме (слайд 14)
Логопед: Определите, какой звук Л, или Ль вы слышите в слове ФИАЛКА, каким по счету он стоит?
Давайте проверим ответ!
Задание 8. Определение местонахождения звука Р в слове и нахождение его на схеме (слайд 17)
Логопед: Определите, какой звук Р, или Рь в слове МОРКОВЬ, каким по счету он стоит?
Проверяем правильность нашего выбора.
Задание 9. Ответы на вопросы (слайд 20)
Логопед: Как относятся друг к другу звуки Ль-Р?
Выберите подходящее утверждение, а теперь проверим его.
Задание 10. Прочитать слоги, найти недостающую часть и прочитать слово целиком (слайд 23)
Логопед: Ребята, прочитайте части слов, найдите пропущенный слог и назовите слово. Выбирайте ответы, щелкнув по ним левой кнопкой мышки.
Задание 11. Чтение предложений, нахождение предложений, которые надо исправить (слайд 24)
Логопед: Прочитайте предложения, найдите среди них предложения, в которых автор допустил ошибку. Исправьте ошибку.
Нажмите на ответ левой кнопкой мышки.
Задание 12. Чтение предложений. Нахождение среди не правильных вариантов предложений, правильно написанного предложения (слайд 27).
Логопед: Ребята, на этом слайде, вам надо будет прочитать предложения и найти среди них одно предложение, которое написано правильно.
Выберете вариант ответа, щелкнув по нему левой кнопкой мыши.
Задание 13. Отгадывание загадок, выделение отгадки со звуком «Р» (слайды 30-33)
Логопед: Дети, прочитайте и отгадайте загадки, в названии какой отгадки мы слышим два звука «Р»? Выберите вариант ответа.
3. Итог занятия (слайд 34)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и помогли ответить на вопросы Гусеничке и Божьей коровке.
Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Вам понравилось заниматься помощником компьютером?
С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Какое задание вам понравилось больше всего?
Дети дают свои ответы.
Логопед: Молодцы! Вы плодотворно позанимались!