татьяна семенова
Использование специальных методов и приемов в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная коррекционная педагогика использует разнообразные методы – способы воспитания и обучения детей и организации их самостоятельной деятельности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Но в связи с тем, что работа с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, носит коррекционную направленность и проводится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, сами методы и их сочетание видиизменяются и дополняются в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы и особенностями развития детей данной категории. В работе с детьми используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но используются они своеобразно :
Публикация «Использование специальных методов и приемов в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- методов обучения используется количественно больше;
- в связи с тем, что мышление у детей с интеллектуальной недостаточностью наглядное, конкретное, дети плохо переносят полученные знания на новые объекты, ситуации, в коррекционной работе гораздо больше, шире используются наглядные и практические методы обучения;
- к методам обучения добавляются специально отработанные жесты.
Выбор методов зависит от содержания материала, возраста детей, степени их подготовленности, интеллектуальных возможностей и способностей детей.
Специальные методы обучения
1. Действия по подражанию – этот метод является ведущим на первых этапах обучения, так как у детей 4 – 5 лет:
• нет интереса к окружающему, ни свойства предметов, ни действия с ними их не интересуют
• сами действия взрослых, которым ребенок должен подражать оказываются очень сложными для него, так как ребенку очень трудно уловить всю последовательность действий. Для этого необходим не только интерес, но и достаточный уровень развития восприятия и достаточная скорость воспроизведения. Такого уровня восприятия у ребенка с нарушением интеллекта к началу обучения в дошкольном учреждении нет. Он не всегда может подражать сложному нерасчлененному действию. Поэтому в обучении детей целесообразнее применять показ расчлененный на последовательные звенья. А метод действий по подражанию реализуется в таких условиях, когда взрослый показывает отдельно каждый этап действия, а ребенок тут же повторяет его, но с другими предметами.
2. Метод совместных действий
Ребенок не всегда может успешно подражать действиям взрослого даже при расчлененном показе. Одна из причин этого – недостаточное развитие произвольных движений, особенно мелкой моторики. тогда применяется метод совместных действий. Педагог берет руки ребенка в свои руки и совместно с ним выполняет данное действие. При этом взрослый использует речь, словесные объяснения, инструкции. Но в процессе обучения речь должна включаться медленно, постепенно. Восприятию речи мешает сплошной речевой поток, из которого ребенку трудно вычленить нужную информацию. Дети воспринимают его как посторонний шум и перестают ориентироваться на словесные объяснения.
3. Действие по образцу (анализ образца)
Используется в работе с детьми после того, как сформированы действия по подражанию. Отличие этих методов заключается в том, что при действиях по подражанию ребенок воспроизводит сам процесс, который воспринимает непосредственно. При действиях по образцу процесс действия скрыт от ребенка, перед ним предстает готовый результат. Чтобы выполнить задание, ребенок должен проанализировать образец, вычленить составные части, определить их пространственное расположение, отыскать такие же у себя, а затем сложить.
4. Действие по словесной инструкции
Трудности, которые испытывают дошкольники с нарушением интеллекта при действии по словесной инструкции вызваны различными причинами:
• отсутствие в словаре ребенка необходимых слов
• плохое запоминание инструкции
• потеря инструкции в процессе выполнения действия
• соскальзывание с инструкции
• непонимание сложных конструкций фраз речевой инструкции
• неумение действовать в соответствии с инструкцией
• плохая организация деятельности
Преодоление этих трудностей возможно следующим образом:
• взрослый организует ребенка, направляет его внимание на выполнение конкретных заданий
• запоминание инструкций может быть достигнуто путем её разъяснения и повторения
• сочетание инструкции с показом или образцом
• доступная формулировка инструкции.
В работе с детьми данной категории эффективным методом оказывается применение инструкций, которые условно можно назвать комбинированными, т. е. когда условия деятельности даются в словесной форме, а предметы, свойства и качества, словесное определение которых еще не усвоено детьми дается в наглядной форме. Например, накладывание геометрических фигур на соответствующие контуры в виде домика.