Юсова
Использование специального оборудования по сенсомоторному развитию детей раннего возраста (дары Фребеля)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких, как память, мышление, речь.
Публикация «Использование специального оборудования по сенсомоторному развитию детей раннего возраста (дары Фребеля)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Немецкий педагог XIX века, Фридрих Фребель, предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов.
Он разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур.
Сегодня мы рассмотрим 4 дара из набора Фребеля, предназначенные для детей раннего возраста.
Первый «дар» Фридриха Фребеля — Мяч
Фридрих Фребель признал, что мяч это первая и любимая игрушка младенцев. Он легкий и простой для захвата или удержания.
Шарики помогают ребенку начать различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Эта ранняя физическая активность улучшает координацию глазных мышц и общего моторного контроля.
Форма
Шар круглый, без острых углов. Мяч имеет вес и размер. Он мягкий и, возможно, имеет слабый запах. Сжимая и разжимая шерстяной мячик ребенок узнает понятия «здесь» или «не здесь».
В мире есть много круглых предметов, которые представляет эта форма — фрукты (красный шар - яблоко, оранжевый шар - апельсин). Ребенок, естественным образом, сравнивает мяч.
Цвет
Шарики делятся на основные цвета (красный / желтый / синий) и вторичные цвета (оранжевый / зеленый / фиолетовый). Лучше начать знакомить ребенка с одного цвета, а когда будете вводить другой цвет, повторяйте его название. Позже можно использовать два шара вместе. Фребель предлагает использовать шарики доброжелательного цвета — красный / зеленый или оранжевый / фиолетовый. Если вы используете три шара, начните с трех основных цветов — красный / желтый / синий и далее замените их вторичными цветами. Таким образом, ребенок начинает ассоциировать три цвета как группу.
Движение
Материя может находиться в движении или в состоянии покоя. Мяч имеет множество возможных движений — катящийся, качающийся, вращающийся, прыгающий, танцующий и т. д. Вводите новые движения, когда ребенок уже знакомым с другими. Движения обычно вводятся как часть игры или история, в которой мяч является главным персонажем: елочной игрушкой, Колобком, солнышком, цыпленком, клубочком, бусинкой.
Из шариков можно делать разные фигуры и дорожки, сравнивать по длине и по величине.
Дети накладывают шарики на готовые шаблоны. С детьми проводятся такие игры, как: «Красивый букет», «Собираем грибы», «Курочка и цыплята», «Дорожки», «Бусы», «Разноцветные обручи», «Украсим елочку» и подвижные игры «Пила», «Скачут мячики», «Часики», «Я веселая лиса».
Каждая игра с мячами Фребеля сопровождается с детьми маленькими стихами. А по окончании игры исполняется песенка.
Второй «дар» Фридриха Фребеля — Формы
Коробку встряхнули, и ребенок спросил: «Что внутри?». Откройте крышку и покажите части. Попросите ребенка прикоснуться, почувствовать, обонять, подержать и исследовать сферу, затем цилиндр и куб по-очереди. Пусть он повертит их, внимательно изучит и сравнит.
Система Фребеля разделяет игры на три категории: формы знания (математика / наука, формы жизни (относящиеся к предметам, найденным в жизни / мире ребенка) и формы красоты (абстрактные узоры и рисунки). Лучше всего начать представлять с Форм Жизни, а затем позже изучить Формы Знания или Формы Красоты.
Формы жизни
Используйте фигуры для представления вещей из жизни ребенка. Сфера — апельсин, цилиндр — детская бутылка или колесо, куб — это дом и т. д. Уложите части по-разному, например, цилиндр на кубе и сверху сфера создают человека.
Формы знаний
Разделите тела, называя геометрические фигуры. Сортируйте их. Подсчитайте количество тел или количество поверхностей, краев, углов и т. д. Внесите понятия пространства над/под, спереди/сзади, вверх/вниз, напротив, после и т. д. Обнаружьте простые концепции физики - некоторые из тел могут кататься (сфера, цилиндр, а некоторые стоят (куб, цилиндр).
Формы красоты
Создавайте узоры и рисунки путем вращения твердых тел. Ребенок обнаружит, что, вращая одно тело, увидит форму другого. Например, вращение цилиндра создает сферу, а вращающийся куб, образует цилиндр. Вращать тела можно на палочке или нитке — скручиваем и отпускаем нить.
Дополнительный набор — Цветные тела
Включает цветные геометрические фигуры - куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр. (с 2-3 лет)
Развивает навыки сортировки, сравнения и выполнения по образцу. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.
Проводятся такие игры, как «Собери бусы», «Наведи порядок», «Гусеница» и т. д.
Дополнительный набор — Мозаика и шнуровка
Учит создавать рисунки по образцу и самостоятельно. Тренирует мелкую моторику, что способствует развитию речевых центров мозга.
В начале познакомьте малыша с игрой, с ее деталями. Покажите детям поле для мозаики, обратите внимание на дырочки. Возьмите один элемент мозаики, рассмотрите с детьми, покажите, что у него есть «шляпка» и «ножка» («как грибочек»). Пусть ребенок попробует самостоятельно вставить элементы в дырочки. Разложите перед ребенком детали мозаики, перечислите основные цвета. Покажи, где деталь синего цвета, где красного?» В целях закрепления основных цветов мозаики, выложите перед ребенком много элементов разных цветов и попросите малыша отобрать все элементы одного цвета или разобрать все элементы по цветам.
Когда цвета изучены, можно приступать к выкладыванию картинок и узоров. Соберите «дорожку для матрешки», чтобы
она по ней гуляла, затем «домик для зайчика», «солнышко», «цветочек» для куклы и т. д. Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций.