МААМ-картинки

Использование современных технологий по речевому развитию

Ясупиева Импирият Сулеймановна
Использование современных технологий по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Педагоги долго работали на тем, как же научить детей говорить, как развить их память.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Мы сейчас остановимся на использовании таких современных технологий по речевому развитию :

1. Мнемотаблицы.

2. Моделирование

3. Карты Проппа

Публикация «Использование современных технологий по речевому развитию» размещена в разделах

4. Модели Синквена

5. Различные схемы

Давайте поговорим об использовании МНЕМОТАБЛИЦ.

Что они собой представляют?

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Так как феноменальная память – это не дар. Это навык.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т. п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений.

Осень

1. Загрустили под окошком

2. Клены и березы.

3. Уронили на дорожку листья словно слезки.

4. Снова дождик барабанит

5. Каплями по крыше,

6. Птицы клином улетают —

7. В парке стало тише.

(Последнюю фразу дети произносят шепотом)

Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.

1. Жил-был ослик. Его звали Орик.

2. Каждое утро ослик Орик отправлялся по знакомой дорожке на свой любимый луг.

3. На лугу росло много сочной зеленой травы.

4. Но больше всего ослику нравился, хоть и колючий, но очень вкусный чертополох.

5. «О!», — удивился однажды Орик, когда подошел к озеру, чтобы попить воды.

6. «Да ведь озеро похоже на букву О. На мою самую любимую букву, ведь мое имя начинается именно с этой буквы».

7. Потом ослик поднял голову и удивился еще больше, ведь солнышко, что светило ему так ярко, тоже было похоже на букву О.

8. Тогда Орик стал смотреть вокруг и искать, где же еще спряталась его любимая буква О. И тут он заметил, что колесо его тележки тоже похоже на букву О.

9. Тогда ослик Орик радостно запел, ведь так много знакомых вещей похожих на букву, с которой начинается его имя.

Пояснения: буква О окрашена в красный цвет, т. к. соответствует гласному звуку, а при фонематическом анализе, мы гласные отмечаем красным цветом, нотка, также говорит о том, звук [О] гласный, его можно петь. Можно предложить детям помочь найти ослику, где еще спряталась буква О (камыш, плоды чертополоха, глаз, нотка). Можно предложить детям назвать все слова, в которых они услышали звук [О]…

Для малышей можно начинать работу по развитию зрительной памяти с мнеморядов, где информация кодируется в отдельных клеточках, расположенных в ряд. Картинки, заключенные в мнемотаблицах, как правило, рисуются одним цветом и схематично, чтобы ребенку их было легко воспроизвести.

Игры и упражнения на развитие памяти.

1. Упражнение не развитие объема кратковременной памяти: «Каскад слов»

Подготовьте список слов (8-10, которые хорошо знакомы ребенку. Например:

1. огонь

2. дом, молоко

3. конь, гриб, игла

4. петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. крыша, пень, вода, свеча, школа и т. п. (10 слов в ряду максимум)

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, какой задаете вы. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти.

2. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз.

1. Девочке холодно.

2. Мальчик рисует.

3. Бабушка подметает.

4. Папа читает.

5. Мама улыбается.

6. Дети гуляют.

7. Кот спит.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он может сам выбирать, что именно изобразить.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить.

3. Упражнение на развитие зрительной памяти.

Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил.

Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик, квадрат) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить.

4. Приемы, помогающие запоминанию

а). Если ребенок затрудняется запоминать ряд слов, предложите ему к каждому слову сделать рисунок, который поможет ему вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогало ему вспомнить прочитанное.

б). При запоминании слов, можно использовать так называемую смысловую систему. Например: называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь

Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:

Ночью в лесу, в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон – он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

КАРТЫ ПОРОППА

Какая работа должна проводиться по изготовлению карт.

Вначале это могут быть сюжеты из разных книг, т. е. иллюстрации. Дальше можно использовать уже более сжатые сюжеты – схемы. Придумывать схематичный образ можно, да и нужно вместе с детьми.

Символы, которые придумали сами дети более запоминающиеся.

Работа с картами Проппа может быть самой различной. Можно за основу взять только эти 6 функций и работать с ними, но если постепенно вводить новые функции, то у детей будет подогреваться интерес. Мы говорили с ними о функции «запрет», но не изобразили ее и дальше можно предложить им нарисовать, как они понимают это слово «запрет» и обсудить на сказках, где есть запрет и так проводится работа с каждой функцией, и применение ее на сказках.

Использование карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Как же быть в этой ситуации воспитателям, когда основной формой работы с детьми является игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари

утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

Именно поэтому я использую в своей работе карты Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей :

наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации.

стимулируют развитие психических процессов,

активизируют связную речь

обогащает словарь

развивают логическое мышление

оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т. к. они воздействуют на все органы чувств.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Подгруппы детей, с которыми проводились занятия, придумали новую линию в сказках: злой герой потому злой, что ему никто не дарит подарков. И волшебные дары в своей сказке дети подарили злому герою, чтобы он стал добрее. Следовательно, карты Проппа также оказывают влияние и на нравственное воспитание детей.

Сочинение сказки, а потом выступление перед другими детьми требует от детей определённого мужества, преодоления себя, что способствует развитию волевых качеств.

В процессе предварительной работы было выявлено, что дети очень быстро и легко запомнили названия функций по картам, при прочтении и воспоминания сказок быстро делили сказки на функции, дети работали активно и эти занятия

им нравились, что так же не может не отражаться и на внутреннем психологическом состоянии ребёнка.

Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память. Перегружать ее вредно.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий по речевому развитию
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 21:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Ясупиева Импирият Сулеймановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД