Оксана Рюмина
Использование современных педагогических методик в период адаптации в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Рюмина О. Г. ,г. Владикавказ МАДОУ ДС№3
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и многое другое. Но развитие ребенка возможно в среде доверия, поддержки и эмоционального благополучия, где эмоциональное благополучие выступает как показатель психологического здоровья, способствует развитию ребенка и внутренней его гармонии. Чтобы сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы, которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие, посути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить:применение игровых технологий. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период –налаживание контакта, создание доверительных отношений. Эта технология включает в себя несколько направлений:
Публикация «Использование современных педагогических методик в период адаптации в первой младшей группе» размещена в разделах
- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения;
- все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних картинок, стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся за ширмой так без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
-знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Активное используемые нами технологии проектной и исследовательской деятельности, в данный период, способствует налаживанию контакта, лучшему взаимодействию воспитателя и ребенка, заинтересованности и мотивации. Это позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
- Различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации;
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции.
Использование музыкотерапии, сказкотерапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. А значит необходимо создать новые условия для успешной адаптации его к детскому саду. Роль взрослого взять роль проводника на себя.
Информационно-коммуникативные технологии вызывают активный познавательный интерес, оказывают помощь воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды. Это и подбор яркого иллюстративного материала для показа детям и музыкального сопровождения для прослушивания, использование мультимедиа и планшетов в работе с детьми, развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или иного объекта, обеспечить который в реальности сложно. А это, в свою очередь, требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в ООД интерактивные игры.
Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста:
1. Презентации в PowerPoint/ Видео
2. Создание дидактических игр
3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса животных и т. д. с подтверждением картинкой
4. Физкультминутки
5. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции привлечь родителей)
6. Создание электронной библиотеки
7. Электронное портфолио (группы, педагога, воспитанника)
8. Фонотеку для режимных моментов
Режимные моменты:
Для чего используется
Результат воздействия
Предлагаемый музыкальный репертуар
Утро.
Приём детей.
Утренняя гимнастика.
Используется для создания эмоционального фона.
Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости.
Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми.
Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние.
П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
М. И. Глинка «Вальс фантазия».
П. И. Чайковский «Апрель».
Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».
Н. А. Римский-Корсаков. Вступление «Три чуда».
И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».
Прогулка.
(в теплое время года).
Наблюдения, в процессе трудовой деятельности, после игр большой подвижности
Задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональный отклик при наблюдениях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки.
Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка.
Наблюдения:С. В. Рахманинов «Итальянская полька»; В. Агафонников. «Сани колокольчиками».
Труд детей: Р. н. п. «Ах вы, сени…»
И. Штраус. Полька «Трик – трак».
Расслабление: Н. А. Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», песни, пляски птиц.
Сон.
(засыпание и пробуждение)
Используется для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребенка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание.
Колыбельные: «Тише. Тише»
«Спи - засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».
Г. В. Свиридов «Грустная песенка», Ф. Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц. А. Кюи. «Колыбельная».
В. А. Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н. А. Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П. И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей».
Индивидуальная музыкотерапия.
Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактивности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способностей при индивидуальной деятельности.
Нормализация эмоционального состояния, снятие физического и эмоционального напряжения, повышение творческой работоспособности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность.
А. Т. Гречанинов. «Бабушкин вальс». А. Т. Гречанинов. «Материнские ласки».
П. И. Чайковский. Вальс фа- диез- минор.
Л. В. Бетховен. «Сурок».
Н. А. Римский- Корсаков. Опера «Снегурочка», сцена таяния Снегурочки.
Н. А. Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»).
К. В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» Р. Щедрин. Юмореска.
Слайды или видео позволяют показать моменты из окружающего мира: например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество. Способствует созданию мотивации и заинтересованности в период адаптации.
В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей проводниками в мир новых, современных технологий.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Благодаря использованию ИКТ, в группе складывается благоприятная обстановка для адаптационного периода детей. Эмоциональное состояние малышей с тяжелой адаптацией постепенно улучшается.
В настоящее время активно используются нетрадиционные формы работы с родителями - интерактивные технологии, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Общение через сайт ДОУ, WhatsApp, группы в социальных сетях дают возможность родителям принимать активное участие в жизни ДОУ, позволяют донеси до родителей любую информацию, установить с семьями партнерские отношения, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и объединение сил для развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Возникает тесная связь между участниками образовательного процесса. При правильном использовании соцсетей, родители становятся сподвижниками и помощниками воспитателя, что в свою очередь влияет на общий эмоциональный фон ребенка.
Создание в группе развивающего пространства должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности. Использование следующих технологий позволит разнообразить пребывание ребенка в детском саду, повысить мотивацию, укрепить контакт с воспитателем, сделать образовательный процесс насыщенным и интересным.
Одним из перспективных способов развития ребенка является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет - это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Бизиборб, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.
Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем. Использование современных и педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребё нка: созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формированию у ребёнка чувства уверенности (познавательной осведомлённости); приобщению ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным; созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей.