Бочарова
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями
▼ Скачать +Заказ
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Бочарова Екатерина Николаевна
Организация: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»
Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск
Публикация «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с обучающимися с ограниченными возможностями» размещена в разделах
На сегодняшний день в России насчитывается 2 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % всех детей). Дети с ограниченными возможностями здоровья -это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ. Педагогическая работа с данной категорией обучающихся предполагает создание специальных условий в соответствии с их особыми образовательными потребностями для успешного освоения обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития.
Специфика деятельности учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям школьников с ОВЗ, у которых отмечается недостаточный уровень речевой коммуникации, познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Наличие многочисленных расстройств, связанных с особенностями обучающихся с ОВЗ приводит в работе с детьми данной категории к некоторым затруднениям, которые проявляются в трудности при общении, при установлении контакта с ребёнком, сложности в управлении его эмоциональным состоянием, настроением. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска, выбора, использования наиболее эффективных педагогических технологий, которые будут направлены на коррекцию и компенсацию нарушенных функций.
Параллельно со специфическими коррекционными технологиями активно внедряю в свою практику современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, игровые, метод проекта, нетрадиционные технологии. Считаю, что выбор данных технологий актуален и целесообразен в работе с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и обоснован тем, что новые технологии открывают новые возможности, помогают оптимизировать работу учителя-логопеда.
Целью моей работы стало - повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ средствами современных образовательных технологий.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты по вопросам использования современных технологий в логопедии.
2. Внедрить методы и приёмы современных технологий во всех направлениях коррекционно-развивающего процесса обучения детей-логопатов.
3. Определить результативность проделанной работы.
Ожидаемый результат работы : положительная динамика обучающихся в развитии всех речевых компонентов, адаптация и социализация ребенка-логопата, имеющего статус ОВЗ в образовательном пространстве.
Данная работа рассчитана на прохождение обучающихся двух направлений коррекционного курса: предупреждение трудностей формирования письма, коррекция нарушения письма.
Реализация коррекционно-педагогической деятельности предусматривает прохождение следующих этапов:
I. Организационно-диагностический
II. Внедренческий.
III. Промежуточно-диагностический.
IV. Обобщающий.
Ориентировочная продолжительность педагогической деятельности предполагает сроки реализации: 2016-2020 учебный год.
I этап педагогической деятельности предполагал работу по следующим направлениям:
1. Проведение и анализ результатов логопедического мониторинга.
2. Ознакомление с результатами психологической диагностики.
3. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
4. Выбор технологий.
На данном этапе реализации педагогической работы проведен мониторинг обучающихся 1-х классов с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 6 человек. Для мониторинга использовался стандартизированный диагностический материал обследования устной речи младших школьников Т. А. Фотековой "Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников" (2007). Результаты логопедического мониторинга показали, что у обучающихся отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй речи, словарь и словообразование, связная речь (Приложение 1) Результаты психологического мониторинга выявили у обучающихся низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, слабое развитие зрительно-моторной координации, сниженный уровень мотивации. По результатам изучения мониторинга была определена "зона ближайшего развития" обучающихся.
Результат 1 этапа: проектирование индивидуальных программ коррекционного курса, являющихся частью АООП НОО с учётом ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, разработка индивидуального перспективного планирования по сопровождению обучающихся с ОВЗ с отражением используемых педагогических технологий.
II этап Внедренческий.
Данный этап предполагал реализацию индивидуальных программ логопедического курса. Основные задачи:
-предупреждение и преодоление трудностей речевой коммуникации,
-развитие и совершенствование познавательной деятельности,
-развитие психических функций,
-стимулирование речевого развития обучающихся,
-предупреждение негативных особенностей эмоционально-волевой сферы,
-развитие всех форм речи (устной и письменной,
-повышение интереса к коррекционным занятиям,
-преодоление коммуникативного барьера между педагогом и учеником.
Успешность коррекционного процесса обеспечивалась реализацией следующих принципов:
• Системности.
• Развития.
• Комплексности.
• Дидактического (доступности, наглядности, индивидуального подхода).
• Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка.
• Учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
• Обходного пути.
• Поэтапного формирования умственных действий.
• Постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому)
Весь процесс предполагал использование методов и приёмов :
-Наглядных (иллюстрации, наблюдения)
-Мотивационных (познавательные игры, убеждение, поощрение)
-Словесных (беседа, рассказ, объяснения, работа с книгой)
-Практических (практические задания, тренинги)
-Контрольно-коррекционных (устный, письменный)
Организация индивидуальных логопедических занятий осуществлялась с учётом особых образовательных потребностей.
Структура коррекционных занятий соответствовала этапу коррекционно-педагогической работы.
Построение логопедических занятий предполагало обязательную смену видов деятельности с использованием следующих технологий :
Здоровьесбережение.
используемые приёмы (применялись на разных этапах занятий) :
-дыхательная гимнастика,
-артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,
-пальчиковая гимнастика,
-гимнастика для глаз,
-массаж кистей и пальцев рук с аппликатором Кузнецова,
-упражнения на релаксацию,
-общие двигательные упражнения.
Весь комплекс упражнений направлен не развитие: общей и мелкой моторики, повышению резервов дыхательной системы, снятию напряжения и усталости, стимуляцию работы головного мозга, регулированию нервно-психических процессов, снятие мышечных зажимов, спазмов, активизации биологически активных точек, профилактику миопии, созданию благоприятного эмоционального фона, то есть на получение полноценного физического, психического благополучия обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Информационно-коммуникационные технологии.
Одной из дополнительных возможностей работы с обучающимися, имеющими статус ОВЗ, являются мультимедийные средства обучения. Наиболее широкое применение в работе с обучающимися нашли интерактивные игры. Оснащение логопедического кабинета моноблоком с сенсорным экраном позволило использовать на практике развивающие логопедические интерактивные игры логопедического портала МЕРСИБО. В медиатеке подобраны игры, направленные на: общее развитие речи, расширение словарного запаса, формирование фонематического слуха предупреждение и коррекцию устной и письменной речи, развитие психических функций.
Компьютерная игра подбирается для каждого обучающегося с учётом его физиологических, психологических возможностей, поставленных коррекционных задач. Работа за компьютером занимает небольшую часть, 1/5 от всего времени занятия и проводится фрагментарно, с соблюдением требований СанПинов.
Разработаны авторские презентации для коррекции звукопроизношения и дифференциацию звуков.
Игровые технологии.
Наиболее привычной и желанной формой деятельности у обучающихся с ОВЗ на первоначальном этапе остается игра, поэтому использование этой формы деятельности на коррекционных занятиях, считаю наиболее оптимальным. На каждом занятии (на разных этапах) использовались игры и игровые приёмы. При отборе игр и игровых приёмов, учитывались следующие требования:
1. Игровая форма занятия или создаётся при помощи игровых приёмов и игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей-логопатов к учебной деятельности;
2. Учёт структуры речевого дефекта обучающегося;
3. Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося;
5. Соответствие коррекционной цели занятия;
6. Учёт принципа смены видов деятельности;
7. Использование пособий, игр, соответствующих гигиеническим требованиям, требованиям безопасности.
Все подобранные игры и игровые приё мы направлены на коррекцию всех речевых компонентов и психических функций:
Коррекция звукопроизношения: «Рыболов», «Зоводим моторчик" «Таинственная картинка», «Логопедическое лото»;
Коррекции фонематических представлений: «Поймай звук», «Собери картинки», «Собери цепочку звуков», «Пройди по лабиринту», «Закрой окошки в звуковом домике», «Сложи звуки в мешочек», «Слоговая дорожка»;
Коррекция зрительно-моторных представлений: "Рисуем шнурочками", "Волшебные узоры", «Сложи узор», «Рисуем двумя руками»;
Развитие и совершенствование словаря обучающихся : «Что растёт в огороде?», «Бюро находок», «Кто что делает?», «Доскажи словечко»;
Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Чудо-дерево", «Путаница», «Кто что потерял?», «Чьи хвосты, уши, лапы?», «Назови одним словом»;
Коррекция чтения: подвижная игра «Слоги на дороге», "Звуковая тропинка", «Читаха-черепаха»
Развитие мыслительных процессов: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Найди пару».
Разработаны авторские дидактические игры: «Звуковой волчок», «Лабиринты», «Слоговые дорожки», "Цветик-семицветик"
Метод проектов.
Успешное применение в логопедической работе нашёл метод проектов. Считаю, что он актуален в работе с данной категорией детей-логопатов. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Работая в этом направлении, созданы и реализованы краткосрочные проекты: «Весёлый язычок», «Мы дружим с буквой Р» и один долгосрочный проект «Необычная азбука»
Результатом реализации проектов стало: закрепление произносительных навыков, совершенствование словарного запаса, развитие творческих способностей, навыков самоконтроля, повышение мотивации к занятиям, участие во Всероссийском конкурсе.
Нетрадиционные технологии.
Коррекционно-развивающий процесс включал элементы нетрадиционных технологий : творческая терапия, пескотерапия, акватерапия. На занятиях использовались приёмы акватерапии : "Поймай игрушку-назови звук", "Что в ладошке?", "Рыболов" «Посчитай рыбок»
Приё мы пескотерапии: рисование на песке пальцами, ватной палочкой (букв, геометрических фигур, рисунков, собирание песка в комочки, заполнение песком трафаретов.
Творческая терапия предполагала изготовление поделок из пластилина, бумаги, солёного теста, подручных материалов. Выбор определенного вида работы зависел от индивидуальных, возрастных, психофизических, личностных особенностей ребёнка, его интересов, а также от развития зрительно-двигательных координаций школьника. Продукты творческой деятельности учащихся соответствовали лексической тематике, которая отражена в календарно-тематическом планировании индивидуальных логопедических занятий.
Творческая терапия, приёмы работы : выполнение поделок и аппликаций: "Деревья", "Снегири", "Рябиновая ветка", "Варежка", "Весенний кораблик", "Пластилиновые буквы"
Считаю, что нетрадиционные технологии перспективны в работе со школьниками, имеющими особые возможности здоровья, поскольку помогают создать психологический комфорт на коррекционном занятии, помогают справиться обучающимся с внутренними трудностями, негативными переживаниями, снять напряжение, стресс.
III этап Основные направления работы :
1. Проведение промежуточных мониторинга по обследованию устной речи обучающихся.
2. Обработка и анализ полученных результатов.
3. Определение эффективности, применяемых технологий.
Анализ показателей уровня развития речи, после проведенной коррекционной работы за
период с 2018-2021 учебные года, показал положительную динамику компонентов речевой системы
обучающихся (Приложение). Оптимальность используемых педагогических технологий в
коррекционно-развивающем процессе подтвердил данный промежуточный мониторинг.
Освоение и систематическое использование представленных технологий положительно влияет на развитие всех компонентов речевого развития обучающихся. Следовательно, данные технологии способствуют повышению эффективности и качества коррекционной работы с обучающимися, обеспечивают развитие речевой и познавательной активности, развитие психических функций, творческих способностей и помогают создать специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На данный момент продолжается работа с использованием представленных технологий. Обучающиеся находятся на этапе прохождения следующего этапа коррекционного курса.
В конце 2020-2021 года запланирован итоговый обобщающий этап мониторинга устной и письменной речи обучающихся.
Организация данной работы не трудоёмка при наличии необходимого материала, методической базы и подготовки самого учителя-логопеда. Для коррекционного сопровождения обучающихся с ОВЗ нужны наглядно-дидактические материалы, компьютерное оборудование, проектор, игровые пособия, CD-диски с мультимедийными играми, специализированные логопедические программы. Трудности могут возникнуть при проектированию и построению системы логопедических занятий с учётом индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
2. Ишимова О. А., Бондарчук О. А. Логопедическая работа в школе : пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей. –М. : Просвещение,2012.
3. Калмыкова Е. В. Игровые технологии обучения в начальной школе : Практическое пособие. -М. : АРКТИ,2007.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии : школьник и компьютер:1-4 классы. -М. : ВАКО, 2007.
5. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса. –М. : Издательство РОСТ,2011.
Приложение.
Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ 2018-2019 год.
Компоненты речи Сенсомоторный уровень Лексико-грамматический строй речи Словарь и словообразование Связная речь
Средний показатель уровня 60 % 30 % 37 % 34 %
(80 % и выше -норма)
Все показатели компонентов речевого развития не соответствуют нормативным результатам
Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2019-2020 году.
Компоненты речи Сенсомоторный уровень Лексико-грамматический строй речи Словарь и словообразование Связная речь
Средний показатель уровня успешности. 75 % 50 % 70 % 38 %
(Норма 80 % и выше)
Таблица показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ в 2020-2021 году.
Компоненты речи Сенсомоторный уровень Лексико-грамматический строй речи Словарь и словообразование Связная речь
Средний показатель уровня успешности. 89 % 80 % 75 % 65 %
(Норма 80 % и выше)
Сравнительная таблица средних показателей уровня речевого развития обучающихся с ОВЗ.
(период с 2018-2021 учебные года)
Компоненты речи Сенсомоторный уровень Лексико-грамматический строй речи Словарь и словообразование Связная речь
18-19 год 19-20
год 20-21
год
18-19
год 19-20 год 20-21
год 18-19
год 19-20 год 20-21
год 18-19 год 19-20 год 20-21 год
Средний показатель уровня успешности. 60 % 75 % 89% 30 % 50 % 80% 37% 70% 75% 34% 38 % 65%
Из представленных показателей следует, что у обучающихся прослеживается положительная динамика всех компонентов речи. Средний показатель успешности 80 % и выше или приближен к этой отметке. Данная результативность свидетельствуют об эффективности коррекционно-развивающего обучения и использования вышеперечисленных педагогических технологии.