Шалбина Вера
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.
2. Описание технологии
2.1. Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребё нок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит. Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.
Публикация «Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2.2. Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Что же такое социо-игровая технология? Термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо- игровой педагогики (Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них. Разведем понятие
социо-игровой стиль. Здесь два составляющих компонента социо и игра.
Социо заключается в том, что именно в условиях социо возможно, обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать свое мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.
Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать. (Игры, направленные на умение договариваться, приходить к общему мнению).
2.3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре. Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо- игровую технологию.
Несмотря на то, что социоигровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
2.4. Использование социоигровой технологии осуществляется в ДОУ с 2022 года.
2.5. Социоигровая технология может быть использована другими дошкольными образовательными организациями, так как разработан алгоритм ее использования на разных этапах ее внедрения.
Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условия для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников. Разработаны картотеки игр для каждого этапа технологии.
2.6. Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжается многие годы.
И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творчество.
А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности. Один из авторов этой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит:
«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»
Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят.
Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!
Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.
Сохранять и поддерживать деловую направленность увлечённости детей помогают премудрости театральной режиссуры:
- смена темпа и ритма,
- смена лидерства,
- смена мизансцен.
Тогда игровая атмосфера на занятиях перестаёт мешать деловой напряжённости. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности обучения на занятиях.
Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Основная идея технологии заключается в организации собственной деятельности детей.
Принципы организации социоигровой технологии.
Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект, а не объект воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
Движение и активность.
Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Социоигровые технологии имеют ряд особенностей.
Системное использование социоигровой технологии, как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:
научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным;
способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Системность (комплексность, целостность) – технология представляет собой строго упорядоченную систему, представленную в виде совокупности методов, средств и приемов:
- в логике процесса. Логичность технологии заключается в том, что в ней реализуется системно-деятельностныи подход, который включает в себя игры, направленные на планирование и конструирование социальнои сферы развития учеников с ОВЗ, учет их возраста, психологии и физиологии при формировании учебнои деятельности;
- во взаимосвязи его частей;
- в целостности (позволяет рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней).
Технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов;
- в управляемости (предоставление реализующему педагогу возможность осуществлять диагностику технологии, прогнозирование результативности, эффективность применяемых методов и средств, воспроизводимость в различных условиях и оптимальность её применения в процессе обучения детей с ОВЗ с целью коррекции результатов.
Следующей особенностью социоигровой технологии является комплексность - в технологию заложено множество процессов: организационные моменты, выполнение определенного комплекса заданий, упражнений.
Социоигровая технология должна обладать и таким качеством как научность. Технология должна иметь под собой научно обоснованную концепцию, указывающую на ее эффективность и уникальность в работе с детьми с ОВЗ. Научный аспект – рассматривает образовательную технологию как часть педагогической науки, занимающуюся изучением и разработкой целей, содержания и методов обучения, а также проектированием педагогических процессов.
Концептуальность – следующее требование к социоигровой технологии, которое заключается в свершении каких-то глобальных социальных целей на основе механизма освоения общественного опыта, его закономерностей детьми с особыми образовательными потребностями. Концептуальная основа - это целевые установки и ориентации, основные идеи и принципы, позиция обучающегося в образовательном процессе.
Социоигровая технология, в первую очередь, берет на себя миссию изменения подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны предусмотреть формирование и развитие социально-ориентированной личности и социально-адаптивного поведения.
Концептуальная основа социоигровой технологии – это технология сотрудничества, которая предусматривает личностно-ориентированное обучение и придерживается следующих принципов:
-взаимозависимость членов группы;
-личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи всей группы;
-совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
-общая оценка деятельности группы.
Развивающий характер социоигровой технологии состоит в :
-направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка с ОВЗ;
-выделении и использовании психогенных факторов развития личности;
-выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса.
Немаловажной особенностью социоигровой технологии является вариативность.
Вариативность - это смена темпа и ритма- ограничение во времени, смена лидерства, смена мизансцен, смена обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, выполнять работу не только сидя, но стоя, педагоги могут использовать игры, когда дети хлопают в ладоши, играют с мячом, в любимом уголке, в приемной.
3. Несмотря на то, что социоигровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ.
4. Педагогические ценности инклюзии:
1. Педагоги на занятии воссоздают жизнь.
2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.
3. Принципы взаимно пересекаются как волокна составляющие нить
4. Педагог выступает в роли «советчика»
5. Главные качества детей :
- развитие самосознания;
- умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; - оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;
- тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».
7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.
8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них
9. Педагог должен идти от детей.
10. Дети работают на себя.
5. Разработанный алгоритм реализации технологии
Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:
• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.
6. В реализации социоигровой технологии принимают вас участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
7. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию у них коммуникативных навыков. У детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Используя правила социоигровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию.
Суть социоигровой технологии раскрывается в шести самых основных правилах и условиях.
Первое правило: используется работа малыми группами, или, как их еще называют «группами ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития является объединение детей младшего дошкольного возраста в малые группы по 2-3 человека, в старшем дошкольном возрасте – по 5-6 человек. Деятельность дошкольников в малых группах – самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Второе правило: смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер, которого дети выбирают сами. И он должен постоянно меняться.
Третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
Четвертое правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
Пятое правило: социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, используются различные игры. Которые развивают у детей внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
Шестое правило: ориентация на принцип полифонии «За 133 зайцами погонишься – глядишь – и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети получают новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
• Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
• Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
• Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
• Задания для творческого самоутверждения – подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
• Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Примеры:
Игры для рабочего настроя – формируют позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие». Главная задача этих игр пробудить интерес детей друг к другу. («Комплименты», «Водяной», «Мы - веселые ребята», «Подарки», «Шире, шире, шире круг», «Найди свою половинку», «Шел Медведь по лесу», «Передай сердечко»).
Игры-разминки. Главная задача - возможность размяться, снять напряжение. Эти игры развивают внимание, координацию, формируют чувство юмора, поднимают настроение. («Веселые зарядки», «Море волнуется», «Путаница», «Рыболов», «Поймай комара», «Пузырь», «Жук-рогач», «Съедобное – несъедобное», «Чего на свете не бывает», «Рифмы на слоги», «Гусеница», «Картина»)
Игры социоигрового приобщения к делу. Они развивают коммуникативные способности и качества, умение взаимодействовать и сотрудничать. Различные дидактические игры (особенно хороши игры, рекомендуемые технологией ТРИЗ). "Черно-белое", "Перевертыши", "Маша-растеряша", «Изобретатель», «Кто (что) это такое может быть?», «Кем был раньше?».
Игры творческого самоутверждения. Развивают умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств. Эти игры способствуют развитию воображения, наблюдательности, творчества, служат для обогащения выразительных средств общения - пластики, мимики, жестов, развивают умение владеть своим телом. («Инсценировки», «Чтение стихов по ролям», «Хороводы», «Пантомима», «Показ букв и цифр», «Игры на имитацию различных движений»).
Игры вольные (на воле) способствуют умению распознавать эмоции других и владеть своими чувствами. При выборе вольных игр отдается предпочтение русским народным играм, потому что они интересны детям, лаконичны, выразительны, доступны. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. («Пахари и жнецы», «Солнышко-ведрышко», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Хитрая кумушка», «Совушка», «Гуси-гуси», «Медведь и пчелы»).
8. Для реализации данной технологии необходимы пространственные условия, потому что некоторые игры в групповом помещении проводить сложно.
Для выполнения образовательных задач необходимы информационные условия. Информационно-образовательная среда (ИОС) является открытой педагогической системой, сформированной на основе разнообразных информационных современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, гарантирующих безопасность и охрану здоровья воспитанников, обеспечивающих достижение целей начального общего образования, его высокое качество, личностное развитие воспитанников.
Основными компонентами являются:
- методические пособия
- фонд художественной литературы
-наглядные пособия
- информационно-образовательные ресурсы Интернета,
- информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
Среда в группе должна удовлетворять ребенка в потребностях общения, движения, познаниях. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Содержательная насыщенность предметно-пространственной среды - это возможности для реализации всех образовательных областей. Среда должна включать средства обучения в том числе и технические, материалы, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволяют обеспечить:
-игровую, творческую, познавательную деятельность детей;
-двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространнственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость – среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Вариативность это:
-наличие различных пространств для игры, а также разнообразных материалов, оборудования, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую деятельности детей.
4. Полифункциональность это:
-возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, природный материал, стулья, ширмы) в разных видах детской деятельности;
-наличие полифункциональных предметов, незакрепленных жестким способом и пригодным для использования в различных видах детской деятельности.
5. Доступность среды предполагает:
-свободный доступ детей во все помещения, где осуществляется образовательная деятельность;
-свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, обеспечивающим все основные виды детской деятельности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность (главное требование). Все элементы развивающей среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. Очень важная психологическая безопасность.
9. Социоигровая технология используется как при организации совместной деятельности детей и педагога, так и при организации самостоятельной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. Поэтому для реализации данной технологии используются дидактические средства, используемые на занятии.
10. Результаты реализации социоигровых технологий (качественные результаты).
• У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
• Ребенок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
• Дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
• Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, себе, сверстникам.
• Отсутствует страх ошибиться.
11. Критерием результативности опыта является диагностика сформированности социально- коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя: умение конструктивно взаимодействовать со сверстниками в различных обстоятельствах, знание и соблюдение правил безопасного поведения, добросовестное отношение к труду.
12. Мониторинг сформированности социально- коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста :
2022 г.
2023 г.
Критерии оценки:
1. Умение начать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор. Методика «Интервью» Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / О. В. Дыбина. - М., 2008
2. Информационно-коммуникативный : умение поддерживать продуктивное речевое взаимодействие в процессе коммуникации
Методика диагностики форм общения (М. И. Лисиной) Лисина М. И. Методика экспериментального исследования влияния характера общения со взрослым на отношение к нему ребенка / М. И. Лисина // Методы социально-психологических исследований. - М., 2005
3. Информационно-коммуникативный : прогресс в развитии информационной функции речи Макарова В. Н. ,Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : Методическое пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2007 — 80
4. Информационно-коммуникативный : умение ориентироваться в целях, задачах средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой
Под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений
Выводы: Таким образом, анализ литературы и практический опыт работы над заявленной проблемой показывают, что одним из возможных способов формирования у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативной компетентности является применение социоигрового подхода в образовательной деятельности.
Данная технология способствовала :
- сохранению психологического и физического здоровья детей, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников;
- реализации детей как личностей, позволила проявлять лидерские качества;
- формированию навыкам эффективно взаимодействия друг с другом, умению решать конфликты, ощущать помощь сверстников;
- преодолению страха и неуверенности, развитию познавательного интереса и творческой деятельности.
Мониторинг заинтересованности родителей воспитанников
2022 г.
2023 г.
Применение педагогами социоигровой технологии
2022 г.
2023 г.
Литература:
1. Бакаева О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – М. : Издательство «Логос», 2012.
2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. – М. : Владос, 2013.
3. Букатов В. М., Шулешко Е. Е., Ершова А. П. Возвращение к таланту. – Красноярск, 2010.
4. А. П. Ершова, В. М. Букатов / Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников : справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
5. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы дошкольного образования. – М. : «Сфера», 2012.