МААМ-картинки

Использование сказок в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Светлана Виноградова
Использование сказок в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Использование сказок в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья

Виноградова Ольга Анатольевна

воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС №423 г. Челябинска»

г. Челябинск, Калининский район

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».

Публикация «Использование сказок в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья» размещена в разделах

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития) я столкнулась с тем, что к шести годам дети не приобретают тех знаний, навыков и умений, которые сформированы у их ровесников. У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные математические и языковые обобщения, составляющие необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения.

Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказки занимают в жизни ребенка важное место. Сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, - его ум, чувства, воображение, волю, помогает ребенку постигнуть сокровенные грани смысла слова, творческая деятельность, которая не может существовать без личного участия детей в ней. Сказки формируют представление о прекрасном, учат чувствовать слово, наслаждаться им.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

Конкретный язык сказок открывает детям с ОВЗ путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольникам.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку с ОВЗ узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Во все времена народная сказка имела большое значение в формировании личностных качеств ребенка, в приобщении его к духовным ценностям русского народа. А. Н. Толстой писал: «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

Благодаря сказкам происходит духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, формируются нормы поведения в обществе и ценностное отношение к окружающей жизни. Через сказки происходит передача накопленных знаний и социального опыта от одного поколения к другому, в сказках нашли отражение представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны, интересны и понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать, рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных поступках, учат жизненной мудрости. Говоря словами А. С. Пушкина, «сказка – ложь, да в ней – намек: добрым молодцам – урок».

Следует отметить, что народные сказки выполняют ряд функций:

- функция зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним);

- функция модели (сказки показывают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения, указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов);

- функция опосредования (сказка выступает в качестве посредника между воспитанником и педагогом, тем самым, воспитание детей становится более действенным);

- функция сохранения социального опыта (через сказки происходит передача от одного поколения к другому социального опыта и социальных ценностей);

-функция развития творческих способностей и воображения детей (сказка способствует пробуждению творческих сил, фантазии, образного мышления, вызывает изумление и удивление);

- функция изменения позиции (сказки вызывают у ребенка чувство переживания, сочувствия, в его сознании происходит изменение позиции, меняется отношение к поступкам и поведению человека).

Важно то, что сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли. Но, к сожалению, сегодня взрослые чаще всего знакомят детей с диснеевскими мультфильмами, а не с русскими народными сказками, что, безусловно, является серьезным упущением в воспитании детей и в приобщении их к народной культуре. Многие малыши не слышали ни о «Колобке», ни о «Репке», ни о «Теремке», так как родители не читают сказок своему ребенку, а ограничиваются показам мультфильмов.

Работа с детьми на основе народных сказок показывает, что, если в начале года им трудно было выразить свои мысли, дать оценку поступкам сказочных героев, то в конце года дети легко пересказывали сказки, высказывали своё мнение, играли в них, строили диалоги, смело фантазировали при сочинении собственных сказок. Они охотно обыгрывали сказки с помощью игрушек, кукол, подсобных предметов.

За время своей работы я поняла, что просто рассказанные народные сказки не оставляют глубокий след в душе ребенка, следовательно, надо стремиться прожить эти сказки вместе с ребенком, задействовать его органы чувств. Так, например, при знакомстве со сказками дети не видят ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб, поэтому вместе с детьми после чтения сказки стала рисовать и лепить из пластилина сказочную природу, необычные места, в которых действуют герои. Дети стали воспринимать сказку по-своему, а рисование и лепка облегчает её пересказ и запоминание. При этом мальчики охотнее работают с пластилином, девочки рисуют или что-то мастерят из ткани, делают аппликации, вышивают сказочных героев. Благодаря творчеству детей герои любимых народных сказок оживают, а сказка становится для них более понятной, интересной и занимательной.

Чтобы помочь детям лучше прочувствовать звуковые особенности той или иной сказки, предлагаю детям использовать колокольчики, бубен, дудочку, а также пластмассовые баночки с различными предметами внутри (гречка, пшено, горох и другие, создаются звуки и с помощью голоса, стука, скрипа и т. д. Изображая шум леса и воды, одни дети машут лоскутками, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то трясет баночку с гречкой. Используется и такой прием : одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Применяются и элементы игры при знакомстве со сказками, что помогает детям лучше овладевать родным языком, понимать его особенности, словесные формы, строить диалог, беседу. В играх ребенок то спрашивает, то отвечает, то рассказывает, говоря словами сказочных героев.

Особое место занимает сочинение сказок, их придумывают сами дети непосредственно в детском саду или дома, иногда им помогают родители, бабушки, дедушки. Дети любят сочинять сказки. Используется и такой вид работы, как организация выставок сказочных героев, выполненных детьми совместно с родителями.

Для закрепления изученных сказок проводится викторина «Путешествие в мир сказок», она помогает выявить, насколько хорошо дети запомнили сказки и сказочных героев, какие сказки им особенно нравятся.

Воспитывая детей на основе народных сказок, можно сделать вывод, что сказки вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарят ему радость, заставляют выражать различные чувства, и сказки являются одним из самых эффективных способов развития его речи. И, конечно, сказки влияют на формирование личностных качеств ребёнка, необходимых ему для жизни в обществе.

Проанализировав особенности и многообразие народных сказок, мною разработаны следующие рекомендации по применению сказок в работе с детьми дошкольного возраста:

Формировать нормы поведения в обществе можно через такие сказки, как «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волшебная щепка», «Репка»;

Обучать культуре общению с людьми, вежливости можно через сказки : «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Крошечка-Ховрошечка»;

Воспитывать любовь к Родине, к своему народу следует через сказки и былины об Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Алеши Поповиче;

Прививать смелость, храбрость, решительность, находчивость можно через сказки : «Волк и семеро козлят», «Гуси-Лебеди», «Иван- крестьянский сын».

Наверняка каждому взрослому приходилось сталкиваться с нежеланием ребенка заниматься математикой. И возникали вопросы «Что делать?», «Как привлечь ребенка к математике?» Повышению интереса к математике, а также развитию любознательности, на мой взгляд, способствует сказка. Сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне.

Нами был проанализирован список сказок, рекомендуемый для прочтения детям в разных возрастных группах согласно примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Группа ДОО. Список сказок

Средняя группа

(4-5 лет).

«Жихарка» (русская народная

сказка).

«Три медведя» (пер. с англ. Михалков).

«Бременские музыканты»

(Бр. Гримм).

«Лисичка со скалочкой»

(русская народная сказка).

«Теремок»

(русская народная сказка).

«Кот – рыболов»

(В. Сутеев).

«Сказка о глупом мышонке»

(С. Маршак).

«Зимовье зверей»

(русская народная сказка).

«Разные колеса»

(В. Сутеев).

«Три медведя»

(русская народная сказка).

«Красная шапочка»

(Ш. Перро).

Старшая и

подготовительная

к школе группа (5-7 лет).

«Семь Семионов»

(русская народная сказка).

«Двенадцать месяцев»

(С. Маршак).

«Цветик – семицветик»

(В. Катаев).

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

(А. С. Пушкин.)

«Три ржаных колоска»

(пер. со швед. А. Любарской).

«Три золотых волоска Деда – Всеведа»

(пер. с чеш. Н. Аросьевой из сборника сказок К. Я. Эрбена) .

«Два жадных медвежонка»

(венгерская народная сказка).

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Сказки помогают детям запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит ребенка логически мыслить.

Использование сказок в совместной образовательной деятельности помогает детям добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Задачи со сказочным сюжетом помогают детям увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».

Сказка помогает в интересной, занимательной форме формировать, совершенствовать, закреплять и углублять элементарные математические представления у детей дошкольного возраста

Необходимо широко применять в работе со сказками иллюстративный материал, музейные экспонаты, музыкальные произведения.

Через сказки можно формировать творческие способности детей, приобщать их к народной культуре, развивать их личностные качества, необходимые для жизни в обществе.

Таким образом, педагогический потенциал сказок огромен, их можно успешно применять в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский.

Библиографический список

1. Галанина Н. А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2008, № 5. – С. 32- 37.

2. Карельская Е. Г. «Растим говорунов». - М. : «Дрофа», 2007.

3. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - М. ,

2003. – С. 78-82.

4. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова – Санкт-Петербург: Издательство

5. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-синтез, 2015. – 368 с.

Сведения об авторах

Таблица

Фамилия Виноградова

имя Ольга

отчество Анатольевна

Наименование образовательного учреждения МБДОУ «ДС№423 г. Челябинска»

Занимаемая должность Воспитатель

контактный телефон 8-951-463-36-33

e-mail vinogradoff97@mail.ru

Если статья предоставляется в соавторстве, то предоставляется информация обо всех авторах.

Фамилия

имя

отчество

Наименование образовательного учреждения

Занимаемая должность

контактный телефон

e-mail

РАЗДЕЛ СБОРНИКА, В КОТОРОМ ПЛАНИРУЕТЕ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ Раздел№2. Сопровождение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Публикации по теме:

Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Бергер Ольга Владимировна – педагог дополнительного образования Частное общеобразовательное учреждение школа «Аврора» г. Новосибирск Творчество.

Игра-лабиринт «По вязаной дорожке» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгра-лабиринт «По вязаной дорожке» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Уважаемые коллеги! Мы давно ведем работу с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Как вы знаете, такие дети испытывают.

Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми ОНР «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже Аннотация к статье: Статья направлена.

Использование мультстудии в коррекционной работе с детьми Речь оказывает огромное влияние на формирование ребёнка, на успешность обучения в школе, на его дальнейшую взрослую жизнь. Современные экологические,.

Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьмиИспользование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик Это уникальная возможность расположить сказку на.

Использование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 летИспользование пальчикового театра в коррекционной работе с детьми ОВЗ 3–8 лет Подготовили: Учитель–логопед: Маркова Ольга Владимировна Учитель–дефектолог: Шестакова Наталья Владимировна "Театр - это волшебный край,.

Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Первоочередной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является задача их социальной адаптации. Особое место.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Для детей с нарушениями слуха «Собери картинку» Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 21:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Виноградова (УИ 1588215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД