Приложение МААМ

Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ольга Бергер
Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Бергер Ольга Владимировна – педагог дополнительного образования

Частное общеобразовательное учреждение школа «Аврора» г. Новосибирск

Творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В. А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Публикация «Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Дошкольное образование, младший школьный возраст предоставляют ребёнку множество возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний и оказывают огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для детей с ОВЗ – это хорошая возможность получить жизненно важные практические навыки.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Ребенок, каким бы он ни был, прежде всего – уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения, активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Перед воспитателями и педагогами стоит очень ответственная задача: с одной стороны – создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум, а с другой – стимулировать желание «особенных» детей для нахождения в этом социуме, сформировать доверие к нему. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Всем детям, а особенно детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И этот подход можно осуществлять через занятия дополнительного образования, так как зачастую это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Коррекционная работа с детьми строится на основе уважительного отношения к личности ребенка. Важнейшим аспектом в обучении детей с ОВЗ является индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. В процессе творческой деятельности у ребенка с особыми потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Известно, что дети с отклонениями или нарушениями развития по характеру первичного нарушения могут быть условно разделены на следующие группы или категории:

дети с задержкой психического развития (ЗПР);

дети с нарушениями интеллекта;

дети с нарушениями слуха;

дети с нарушениями зрения;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

дети с общими нарушениями речи (ОНР);

дети с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения (СДВГ);

дети со множественными нарушениями.

В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения (снижения слуха, зрения, поражения центральной нервной системы, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности:

дети с ЗПР нуждаются в большем количестве помощи при усвоении нового, в значительном числе повторов и возможности практического использования новых знаний, а также в систематическом контроле взрослым качества их использования;

дети с нарушениями интеллекта – в особых методах и приемах коррекционно-педагогической помощи для перехода с одного уровня ориентировки в окружающем на другой, т. е. с одного вида мыслительной деятельности к другому более сложному, в обучении социальным нормам и их самостоятельному соблюдению;

дети с нарушениями слуха – в развитии познавательного потенциала путем усвоения нового через знак (т. е. письменную речь, овладении речью через чтение;

дети с нарушениями зрения – в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, двигательный, слуховой, причем основным источником информации становится тактильный и слуховой анализаторы;

дети с нарушениями ОДА – в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный, слуховой, ведущими информационными источниками в этом случае являются зрение и слух;

дети с нарушениями речи – в создании специальных условий для развития речевых возможностей путем усвоения нового с помощью практической ориентировки.

У школы «Аврора» накоплен огромный опыт работы с детьми с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. В школе обучаются дети с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с нарушениями интеллекта, дети с задержкой психического развития, с ОНР, ОДА. Все они имеют равный доступ к образованию. А работает с учащимися профессиональная команда учителей, шагающих в ногу с современным образованием, при этом почти каждый педагог имеет специальную подготовку для работы с такими детьми.

Почти со всеми категориями детей с ОВЗ можно работать над развитием мелкой моторики. Например, взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными: И. П. Павловым, А. А. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Л. С. Выготским, В. М. Бехтеревым и многими другими. Все они считали, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что «…речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков А. В. Антаковой-Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной. Они доказали, что движение пальцев рук тесно связанны с речевой функцией. М. И. Кольцова писала: «. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Педагоги-практики также считают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Т. А. Ткаченко подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Образно говоря, руки – это кнопки мозга. Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Дети с ОНР испытывают большие затруднения в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, не соблюдают последовательность движений или пропускают элементы движений. У детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук: недостаточная координация пальцев и кисти руки, замедленность движений, малый объём движений, недостаточный темп, переключаемость движений рук, плохая согласованность элементов движений, чрезмерная замедленность или, напротив, импульсивность.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Развитию мелкой моторики и одновременно координации движения пальцев рук способствуют разнообразные методы и приемы работы с детьми :

продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка);

пальчиковые игры;

массаж;

разнообразные ручные ремесла.

В коррекционной работе с детьми с ОВЗ и с детьми нормативного развития для развития мелкой моторики, эффективно используется старинное и благородное ремесло, одно из самых увлекательных народных искусств – бисероплетение.

Бисер, бусинки, стеклярус, словно элементы конструктора, ребенок может превратить в весёлую игрушку, цветок, нарядное украшение или сувенир. Разбираясь с подручным материалом, нанизывая бусины или бисер на проволоку, леску или нитки, раскладывая их на столе, дети развивают особую точность и координацию движений кисти рук и пальцев.

Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму.

Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Занимаясь бисероплетением, дети развивают зрительное восприятие, разглядывая цветные бусинки, дети учатся тонко различать оттенки, и тренируют зрение. Развитое восприятие, в свою очередь, способствует развитию мышления, совершенствованию умений наблюдать, анализировать, запоминать.

Я, как и многие любительницы рукодельничать, стараюсь приобщить к увлекательному занятию наших детей. Да хотя бы научить азам!

Иногда современным детям кажется важнее интернет, компьютерные игры, эта виртуальная реальность. Но ничто так не затрагивает струны души, как удовлетворение от сделанного своими руками. Главное здесь – пробудить интерес!

Много лет назад и родилась идея создания кружка, в котором бы дети, познавая сами радость творчества, делились этой радостью с другими и при этом обогащали души и разум наукой о прекрасном.

Программа кружка «Россыпь бисерных фантазий» охватывает различные направления работы с бисером : плетение плоских фигурок, объемных изделий, цветов, игрушек на тонкой обмоточной проволоке. Программа обучения рассчитана на детей 6 - 12 лет. Цель программы – научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самим составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий ребята, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.

Тематика занятий строится на основе разработанной программы с учетом интересов воспитанников и индивидуальных возможностей их развития. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы : более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Рабочая программа дает школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Содержательная основа цикла – это развитие художественного восприятия и практическая деятельность. В ходе кружковой работы дети знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Ребята учатся экономно расходовать используемый в работе материал, у них формируются навыки счёта, закрепляется знание цвета, воспитывается «культура творческой личности». Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия изготавливаются как индивидуально, так и коллективно.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет точной координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют использовать не только фронтальный, но и индивидуальный инструктаж. Детям, которые быстрее справляются с работой, предлагается помочь другим или более сложные схемы. Результат является достигнутым, если у ребёнка на занятии формируется позиция – «я хочу это сделать сам». На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» взрослого по принципу «делай как я», недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом возникает возможность оказывать помощь менее подготовленным детям. Детям с ОВЗ требуется особый подход. На первых порах они готовы работать по пошаговой инструкции учителя. Это помогает им освоить алгоритм действий в освоении техники плетения.

Изготовление изделий на занятиях строится на различном уровне трудности: простейшему чертежу (схеме, рисунку, по образцу. Сначала все ученики на занятиях выполняют работу по инструкции учителя, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, на основе которых дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимания, развивается память, растет внутренняя мотивация.

Обучение основам бисероплетения создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Значение этого увлекательного процесса огромно, т. к. подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием. Тактильное восприятие кончиками пальцев мелких предметов (стекляруса, бисера, бусин различного размера и т. п.) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по нанизыванию их на проволоку, вызывает стимуляцию двигательной проекции мозга.

Творческая работа с бисером способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Это еще раз доказывает, что бисероплетение – это дополнительное средство развития детей с речевыми и умственными проблемами; это форма общения с детьми; индивидуальный подход к каждому ребенку; взаимодействие с семьей; форма организации совместной деятельности детей и взрослых. Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей.

Дети, которые овладели бисероплетением, отличаются богатой фантазией и воображением, желанием творить. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе, к взрослой жизни.

Библиографический список

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М., 2002.

2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова; Авт. коммент. М. А. Степанова. — М. : Просвещение. -321 с.

3. Выгодский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Л. М. Штутиной, Л. М. Маловой. М., 1999.

4. Готовим руку к письму Н. Баренцова // Дошкольное воспитание. – 2006. №2 – С. 89.

5. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин // Нарушения речи у дошкольников /сост. Белова-Давид Р. А. – М. : Педагогика,1972. – 114 с.

6. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева – Екатеринбург, 2008. – 213 с.

7. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка М. М. Кольцова //Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М. : Педагогика,1973. – С. 188-202.

8. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 2008. – 417 с.

9. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р. Е. Левиной. – М. ,1968. – 318 с.

10. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко – СПб. : Речь, 2008. – 116 с.

11. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР [Текст]/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М. : Феникс, 2008. – 125 с.

12. Шашкина, Г. Р. Логопедические занятия для детей с ОНР / Г. Р. Шашкина // Дефектология. – 2007. - №6. – С. 102-111.

13. Дошкольное воспитание 7/2012, Бисерография, стр. 77;

14. Дошкольное воспитание 7/2011, Развитие мелкой моторики, стр. 45.

15. Базулина, Л. В. Бисер /Л. В. Базулина, И. В. Новикова; худож. В. Н. Куров. – Ярославль; Академия развития, 2007. -224 с.

16. Золотарева, Е. Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева. – 2 изд. – М. : Айрис-пресс, 2008 -176 с.

17. Виноградова, Е. Г. Цветы из бисера / Е. Г. Виноградова. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2008 – 31с.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяВ последнее десятилетие в специальной педагогике.

Фотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровьяФотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровья А у нас.. МАСЛЕНИЦА! Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовали и провели развлечение в русских народных традициях:.

Игра-лабиринт «По вязаной дорожке» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгра-лабиринт «По вязаной дорожке» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Уважаемые коллеги! Мы давно ведем работу с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Как вы знаете, такие дети испытывают.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Для детей с нарушениями слуха «Собери картинку» Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть.

Метод акватерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями С водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками.

Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» Чепурина.

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 27 октября 2019 в 17:47
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Бисероплетение в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бергер (УИ 388995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД