Оксана Денисова
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Дети очень любят сказки. Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Публикация «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций (внимание, память, мышление, воображение). На занятиях по сказкотерапии идет постоянное воздействие на собственно речевое развитие, формирование лексико-грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, уточнение многих пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, активно тренируется связная речь ребенка, умение вести монологи и диалоги, слушать другого, рассказывать и пересказывать.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая помогает раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Работа проводится в вечернее время. При этом сказки создаются для всей группы в целом, поскольку каждый ребенок не похож на другого и воспринимает сказку по-своему, беря из нее только то, что актуально для него, созвучно его проблемам. Подбор сказок может быть различным, например целый цикл историй, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят волшебные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними, и, кроме того, такой цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку. Например, в каждую сказку вводится ряд ритуальных команд типа: звон колокольчика, по которому все дети превращаются в героев сказки, определенная музыка, заклинание, когда все опять превращаются в обычных детей.
На одном занятии очень часто сочетаются сказкотерапия, игротерапия и арттерапия. При этом план проведения занятий может быть произвольным, однако удобно, когда сеанс начинается ритуальной песней или игрой, затем происходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехи и неудачи, после чего проводится ряд психотерапевтических игр, затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра.
Хотелось бы отметить, что очень часто наиболее эффективным оказывается именно та работа, сказка, игра, которая возникает спонтанно, экспромтом и связана в первую очередь с желанием детей. Так, в одной из групп, с которой я работала, дети в течение двух занятий с увлечением строили дом из конструктора. Причем если в начале этот процесс был хаотичен и несогласован, то на следующем занятии мы всей группой разработали макет дома, распределили роли, построили дом. Причем эта игра позволила закрепить сразу несколько лексических тем (дом, мебель, профессии).
У меня небольшой опыт проведения подобной работы с дошкольниками. Для них сказки должны быть короткими, конкретными и простыми по своему содержанию, и к тому же дошкольникам сказки надо рассказывать лично, а не с помощью аудиозаписи. Естественно, в силу возрастных особенностей при работе большой упор делается на игру, рисование, а сказки и обсуждения занимают меньшее время.