Валерия Чайка
Использование сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми
▼ Скачать
ЧайкаВ. С.
Учитель логопед, г. Белогорск, Россия
Использование сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми.
Анатация:.Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
Публикация «Использование сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми» размещена в разделах
Ключевые слова: сказкотерапия.
ChaikaB. S.
Teacher of speech therapist, Belogorsk, Russia
Using skazkoterapii in corrective-logopedic work with children.
Anatation : Today, more attention is paid to developing creative abilities, "creativity" of the child and adult. Erich Fromm formulated the concept of creativity as "the ability of the child, the adult to be surprised and learn, the ability to find solutions in unusual situations, the focus on the discovery of a new and the ability to deep comprehension of his experience." A fairytale story that conveys the life experience of many generations, filled with amazing images, mystery and magic, is often the shortest path by which one can approach the child's inner world, help him understand the "laws" of the surrounding reality.
Keywords : skazkoterapiya.
Н. А. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «сказкотерапия- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальнойжизни. Это процесс реальность»[1, с. 3]. Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову — лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос, наверное, есть и будет много ответов. Знаниесокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. писала: «В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях». «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». [2, с. 54].
Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя свои требования: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот. В связи с этим хочется привести одно интересное наблюдение. Быть может, Вы замечали, что многие дети любят сказку «Три поросенка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросенок, который может и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия спринципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого существа. Аналогом образа Старшего Поросенка в жанре басни часто называют Муравья (из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»). Муравей очень хорошо знает урок «делу — время, потехе — час». Однако дети больше любят легкомысленную Стрекозу, сочувствуют, когда Муравей выносит ей самый настоящий приговор: «Ты все пела — это дело, так пойди же, попляши!»Вероятно, ситуация в басне «Стрекоза и Муравей» во многом напоминает детям о обственных проказах и родительских выговорах за них. В некоторых детях исход басни может укрепить уверенность в том, что приходить со своими проблемами к родителям бесполезно, потому что вместо понимания можно получить укор: "Я же тебе говорил. " Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросенком, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире. Сказочным свойством "мягкого намека" обладают также притчи, истории из жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. - СПб. ,1998.
2. Практикум по сказкотерапии / под ред. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. - СПб. : Речь,2000; Гном-пресс,1999.