Светлана Добровольская
Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ «Использование сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-практикум для педагогов – психологов ДОУ
«Использование сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ»
Педагог – психолог :
Добровольская Светлана Владимировна
2019
Тема: «Использование сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ»
Цель: обобщение и распространение опыта коррекционной деятельности по вопросам использования сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов-психологов ДОУ „Использование сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
- ознакомление участников с накопленным теоретическим и дидактическим материалом.
- практическим способом определить эффективность применения приемов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ
- расширять опыт педагогов – психологов в вопросах применения сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ.
Оборудование и материалы:
Картотека сказок по видам, подборка дидактических игр в сказкотерапии для демонстрации. Папка с консультациями, памятками, буклетами, тренингами для родителей и педагогов. Интерактивная доска. Тематический материал к сказке теремок.
Ход семинара:
Педагог – психолог : доброе утро, уважаемые коллеги. Рада вас видеть на своем практическом семинаре. Сегодня я хотела бы обобщить опыт по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ». Для того, чтобы понять насколько эффективна работа по сказкотерапии с детьми ОВЗ, я предлагаю Вам принять участие в некоторых приемах сказкотерапии. Надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и эффективно!
Педагог – психолог : обратите внимание на картинку, изображённую на экране, и попробуйте назвать ассоциации, которые она у вас вызывает.
Показ картинки на слайде:
Предполагаемые ответы участников семинара : дружба, общение и т. д.
Педагог – психолог : глядя на эту картинку, у меня возникает следующая ассоциация: «совместное обсуждение вопроса».
Педагог – психолог : обобщая наши высказывания, очень хочется, чтобы данная картинка стала эмблемой нашего семинара.
Показывается слайд с пословицей
Педагог – психолог : это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием окунаются в ее чудодейственный и завораживающий мир. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Предки не спешили наказывать ребёнка, а рассказывали ему сказку, откуда был понятен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили жизни.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, воспитывает, корректирует, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей).
Актуальность выбранной темы
В современном мире незаслуженно стали забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного и этического воспитания, формирующие поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Теоретическая часть. Сказкотерапия в работе с детьми ОВЗ.
Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, она воспитывает, развивает личность и корректирует поведение.
Сказкотерапия :
• наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми;
• снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы;
• создаёт коммуникативную направленность речевых высказываний;
• способствует развитию речевой активности детей;
• подходит детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Дети с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с разными нарушениями развития.
Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия информации, поэтому задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.
Как известно у детей с разными нозологиями, имеются различного рода нарушения. Помимо низкого уровня развития психических процессов (или ЗПР, ЗРР, у детей также нарушена эмоционально – личностная сфера, занижена самооценка, проявляется тревожность, возможны нарушения межличностных взаимоотношений между детьми и взрослыми в группе. У некоторых детей проявляются отклонения в поведенческой сфере.
Цель применения технологии сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ - это развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма, развитие мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.
Категория детей. Система работы.
Сказкотерапию в своей работе использую с детьми с тяжелыми нарушениями речи с 2016 года. В нашем детском саду 3 возрастные группы с ТНР (средний, старший, подготовительный к школе дошкольный возраст). Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.
Занятия проводятся системно в течение учебного года 3 раза в месяц. В групповой или подгрупповой форме. Длительность занятий зависит от возраста детей. От 15 минут средний дошкольный возраст до 30 минут подготовительные к школе группы.
Занятия с элементами сказкотерапии проводятся по следующей структуре:
1. Ритуал «Погружения в сказку» (Упражнения «Три дороги», «Добрая фея», аудиозаписи со звуками природы, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла», либо же перед детьми ставится сказочная задача, в которой детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации).
2. Основная часть.
Если занятие направлено на коррекцию к примеру эмоционально – личностной сферы, то здесь идет непосредственно
• ознакомление с художественным произведением (сказкой, рассказом, стихотворением, притчей, басней);
• обсуждение сказки (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей) пересказ;
• драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств).
3. Резюмирование. Подведение итогов.
4. Ритуал «Выхода из сказки». («Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»).
Если занятие направлено на коррекцию к примеру психических процессов, то соответственно в основной части используются дидактические игры, которые построены на сюжете той или иной сказки.
В занятиях используются пальчиковые игры, точечные массажи, зарядки – разминки, а также элементы арт – терапии.
Типы сказок в сказкотерапии (показывается слайд)
Педагог – психолог : уважаемые коллеги, сейчас предлагаю вам побыть в роли детей и окунуться в сказку. Предлагаю вашему вниманию сказку «Друзья».
Жил был на свете маленький мальчик. И был у него маленький котенок. Котенок был рыжий, пушистый и очень ласковый. Как то раз мальчик взял котенка и пошел с ним в парк. В этом парке была поляна, где мальчику с котенком очень понравилось играть вместе. Они пришли. Вокруг цвели цветы, летали бабочки. Котенок любил бегать за бабочками пытаясь их поймать. А бочки, весело смеясь, ловко вылетали из под самих лапок. В этот день было очень тепло. Мальчик лег на траву под дерево и уснул. А котенок играл около него. И вдруг на полян прилетела очень красивая бабочка. Самая красивая из всех, что котенок когда – ни будь видел. Котенок побежал за ней. А бабочка перелетала с цветка на цветок, все дальше и дальше в парк, а потом поднялась высоко – высоко…. и улетела. Оглянулся котенок вокруг - он совсем один, в незнакомом месте. Побежал он обратно и вдруг…. Провалился в яму. Яма была глубокая и котенок не мог никак из нее выбраться. Котенок громко и жалобно замяукал. Но мальчик был далеко, и он крепко спал – он не услышал.
Котенку стало страшно. «Неужели мне придется всю жизнь просидеть в этой яме?» - думал котенок. Как плохо мне здесь одному, и как сильно будет плакать мальчик, когда проснется и не найдет меня». Но котенок был очень - очень умный. Он сел и стал думать как ему выбраться из ямы. Думал – думал и придумал: «Стенки у ямы из мягкой земли, если я стану соскребать со стен землю, то получится горка и я смогу взобраться на нее и вылезти из ямы». Так он и сделал. Он выбрался из ямы грязный, но очень счастливый. Он прибежал на полянку к мальчику, который проснулся и искал везде своего маленького друга. Мальчик взял котенка в руки, поднял его и понес домой. Дома он вымыл котенка и напоил молоком. И оба были счастливы.
Обсуждение сказки.
1. Скажите пожалуйста почему сказка называется «Друзья»?
2. Что заинтересовало котенка?
3. Чего испугался котенок?
4. Как котенок выбрался из ямы?
5. Как бы вы поступили в такой ситуации?
Обсуждение сказки участниками методического объединения
Педагог – психолог : в рамках работы по данной теме мною разработана картотека сказок по типам. Ее вы можете просмотреть в папке.
Демонстрация картотеки.
Педагог – психолог : в работе с детьми ОВЗ по использованию приемов сказкотерапии, активно применяю сказки развивашки с дидактическим материалом.
Предлагаю вам окунуться в сказку «Теремок». Данный материал реализуется с детьми 3 – 4 лет.
После того, как прошло погружение в сказку детям предлагается выполнить ряд заданий.
(Выполнение дидактических упражнений с участниками методического объединения. Примечание: Участников необходимо разделить на 2 группы)
Педагог – психолог :
1. Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
и лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
развалился «Теремок».
Педагог – психолог : Давайте мы вспомним и посчитаем сколько героев было в сказке?
Ответы участников: (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь- 6 героев сказки).
Психолог: Согласна с вами, в сказке теремок 6 героев. Давайте мы найдем соответствующую цифру, положим ее возле теремка, и выложим столько же камушков).
2. Бусы для лисички.
Шла лисичка-сестричка к теремочку и потеряла свои нарядные бусы, нужно помочь ей сделать новые - выкладываем камушками.
3. Зайчик на своём пути к теремку не может перейти речку, надо построить мостик. Его можно сложить из счётных палочек или слепить и выложить брёвнышки из пластилина.
4. Зайчик в котомке принёс овощи и фрукты. Нужно поделить их между ним и лягушкой. Зайчику - овощи, лягушке - фрукты.
5. Найдите контур героя сказки.
6. А сейчас нам нужно соотнести цифру с количеством героев. Посчитайте сколько у вас лягушек, зайцев, мышек, медведей. Найдите соответствующую цифру и соедините ее с картинкой с помощью прищепки.
7. А теперь выкладываем теремок и крышу теремка (используются блоки Дьенеша)
.
8. Соберите разрезную картинку.
Педагог – психолог : следующий прием в сказкотерапии, который я также применяю в своей работе это сочинение сказок самими детьми. Такой прием в сказкотерапии, можно считать диагностическим, т. к через такие сказки можно узнать о переживаниях ребенка, которые он не осознает или скрывает от взрослых.
Предлагаю сейчас каждой подгруппе сочинить свою сказку. Для этого я вам дам всего лишь 3 слова.
1 подгруппа - звезды, подушка, мишка
2 подгруппа – ромашка, солнце, слеза.
Для того, чтобы использование сказкотерапии было наиболее эффективным, параллельно проводится работа с родителями и педагогами ДОУ. Используются такие формы как мастер – классы, тренинги, письменные консультации, буклеты, памятки. С данным материалом вы можете ознакомиться.
Другие приемы, которые используются в работе по сказкотерапии, вы можете увидеть на фотографиях в презентации.
(Демонстрация фотографий детей в презентации)
Хотелось бы отметить, как говорилось выше, на речь детей большое влияние оказывает самооценка и уровень тревожности. Для определения уровня самооценки и уровня тревожности проводились диагностические исследования в начале и в конце года. В ходе исследования были использованы следующие методики :
1. Методика исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейна.
2. Методика изучения самооценки «Лесенка»
3. Тест тревожности для детей дошкольного возраста (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Таким образом, по результатам диагностирования детей на конец учебного года выявляется положительная динамика.
Коэффициент самооценки (показ на слайде)
Коэффициент тревожности (показ на слайде)