Получи документы

Возможности сказкотерапии в логопедической работе

Светлана Козеева
Возможности сказкотерапии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы

Возможности сказкотерапии в логопедической работе

Автор: Козеева Светлана Юрьевна

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский.

1. Актуальность комплексного воздействия сказки на ребенка.

Публикация «Возможности сказкотерапии в логопедической работе» размещена в разделах

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правиль-ности, предупреждая различные нарушения. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Поэтому не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;

• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;

• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;

• развиваются основные языковые функции -экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

2. Использование сказкотерапии в обучении дошкольников с нарушениями речи.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует такие цели.

• Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия

и выразительности.

• Развитие диалогической и монологической речи.

• Эффективность игровой мотивации детской речи.

• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.

• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.

• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному

фольклору.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:

активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

3. Этапы коррекционной работы

Можно выделить три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра.)

ЦЕЛИ: - Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных

состояниях героев, о природных явлений.

- Выразительно интонировать голоса героев сказки.

- Для развития артикуляционного аппарата использовать вукоподражательные

слова, голоса животных.

- Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами,

активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов,с мысловых

оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова.

Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.

К режиссерским играм относятся настольный теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)

ЦЕЛИ: - Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию.

Воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.

- Совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей

образные выражения, сказочные повторы.

В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Именно драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.

4. Выводы

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе :

• У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.

• Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

• Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Применение сказкотерапии дает прекрасные результаты по всем речевым разделам диагностики, проводимой в конце учебного года.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева. Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»

Спб. -1998 г.

2. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребё нка в детском саду: новые подходы». Ростов-н/ Д: ТЦ «Учитель»,2002 г.

3. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва:«ЦГЛ»,2004 г.

4. Шорохова О. А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.

Публикации по теме:

Консультация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» .

Современные технологии в логопедической работе с детьмиСовременные технологии в логопедической работе с детьми В современных условиях использование современных технологий в работе с детьми стало необходимостью, так как в настоящее время дети с раннего.

Игры в логопедической работе. Что может игра «ИГРЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. ЧТО МОЖЕТ ИГРА» (материал к семинару) «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А. С. Макаренко.

Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда Использование логосказок, как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда ЛОГОСКАЗКА «Путешествие с гномом Сладкоежкой».

Использование метода сказкотерапии в работе логопеда Статья на тему: "Использование метода сказкотерапии в работе логопеда" В последние несколько лет значительно увеличилась численность детей.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Мастер-класс для воспитателей «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель Суркова С.

Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель первой квалификационной.

Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Задачи родителей:.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста Лашевская О. В., учитель-логопед Санкт-Петербурга Семинар ИГРАВозможности игры в коррекционной работе с детьми раннего возраста. Анализ литературы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности сказкотерапии в логопедической работе
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 11:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности сказкотерапии в логопедической работе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Козеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД