Светлана Козеева
Возможности сказкотерапии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности сказкотерапии в логопедической работе
Автор: Козеева Светлана Юрьевна
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский.
1. Актуальность комплексного воздействия сказки на ребенка.
Публикация «Возможности сказкотерапии в логопедической работе» размещена в разделах
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правиль-ности, предупреждая различные нарушения. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения.
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.
Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Поэтому не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:
• лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
• активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
• при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
• при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
• развиваются основные языковые функции -экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
• развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
2. Использование сказкотерапии в обучении дошкольников с нарушениями речи.
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует такие цели.
• Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия
и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи.
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
• Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
• Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному
фольклору.
Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
творчество — от подражания взрослому в действиии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
3. Этапы коррекционной работы
Можно выделить три этапа работы с дошкольниками с применением сказкотерапии. Рассмотрим эти этапы.
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра.)
ЦЕЛИ: - Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных
состояниях героев, о природных явлений.
- Выразительно интонировать голоса героев сказки.
- Для развития артикуляционного аппарата использовать вукоподражательные
слова, голоса животных.
- Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами,
активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов,с мысловых
оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова.
Использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого.
К режиссерским играм относятся настольный теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа.
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)
ЦЕЛИ: - Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию.
Воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.
- Совместно составлять словесные описания; активизировать в речи детей
образные выражения, сказочные повторы.
В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки нужно учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Именно драматизация сказок способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Это — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.
Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции. Такие игры следует систематизировать в соответствии с тематическим планом работы и использовать их при проведении физкультминуток и организационных моментов.
4. Выводы
Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе :
• У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
• Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.
• Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Применение сказкотерапии дает прекрасные результаты по всем речевым разделам диагностики, проводимой в конце учебного года.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева. Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»
Спб. -1998 г.
2. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребё нка в детском саду: новые подходы». Ростов-н/ Д: ТЦ «Учитель»,2002 г.
3. Короткова Л. Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва:«ЦГЛ»,2004 г.
4. Шорохова О. А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.