Анжелика Шумихина
Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц.
I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности и выраженные обычным языком.
• Ждать да гонять – нет хуже.
II. Афоризмы, сохраняющие конкретное содержание, но употребляющиеся в переносном смысле.
• Бодливой корове бог рога не дает.
III. Изречения, которые можно понимать только иносказательно.
• Что посеешь, то и пожнешь.
Публикация «Методическая разработка „Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Пословицы и поговорки в развитии детей. Консультации
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В дошкольных учреждениях описанные выше разновидности пословиц могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, парк, школу и т. д. ; на прогулках, на занятиях, на прогулках, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, рисованию и т. д.
Возможно также использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на праздничных утренниках.
Взрослые, писал К. И. Чуковский, мыслят словами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысли на первых порах связаны только с конкретными образами.
Поэтические произведения многие столетия передавались от поколения к поколению. Ребенок усваивает поэтические образы народа. Сокровищница русского языка раскрывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.
Совершенные образы его – пословицы, поговорки, загадки, сказки – входят в его язык.
Ниже приводятся задания дошкольникам, предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого и воссоздающего воображения на материале пословиц и других жанров.
Задание 1.
Цель: учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в нравственном содержании разных пословиц.
Материал: пословицы :
• Наскоро делать – переделывать.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Тяп-ляп – не выйдет корабль.
Иллюстрации к этим пословицам.
Методика проведения : воспитатель называет пословицу и вывешивает на доску картинку к каждой пословице.
После показа всех картинок задает детям вопросы:
1. Чем похожи пословицы?
2. Какие картинки можно подобрать к первой, второй, третьей пословице?
3. Какое слово больше подходит к этим пословицам : неряха, хвастун, торопыга? Почему?
4. Какую можно придумать историю, происшедшую с торопыгами?
Задание 2.
Цель: учить классифицировать пословицы по содержанию.
Материал: кукла Петрушка, пословицы.
• Один за всех, и все за одного.
• Один в поле не воин.
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Цветные карандаши, бумага.
Методика проведения :
Скажите детям, что к ним в группу пришел Петрушка. Он будет проверять, как они поняли и запомнили пословицы. Петрушка будет называть пословицы, а дети – рисовать их. Когда дети нарисуют все пословицы, попросите их сказать, что означают их рисунки, какие им соответствуют пословицы.
Задание 3.
Цель: учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.
Материал: пословица «У страха глаза велики»; русская народная сказка «У страха глаза велики».
Методика проведения : В гости к детям приходит «Сказочница», рассказывает детям сказку «У страха глаза велики»и объясняет, что сказка названа словами пословицы. Детям дается задание объяснить, почему так названа сказка.
Задание 4.
Цель: систематизировать и уточнить знание детей о пословицах.
Материал: разборная ромашка, на лепестках которой написаны задания детям.
Методика проведения : разделите группу на две команды, выберите капитанов. Предложите капитанам подойти к воспитателю и вытащить по одному лепестку из ромашки. Зачитайте играющим задания:
• Вспомните и назовите пословицы о труде.
• Расскажите сказку, которая называется словами пословицы.
• Назовите пословицы о трусости, смелости, вспомните сказки о смелых и трусливых людях и животных.
Задание 5.
Цель: учить детей изобразительными средствами передавать содержание пословицы.
Материал: пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Методика проведения : Зачитайте детям пословицу, спросите в каких случаях ее можно использовать. Дайте задание: придумать смешные истории к этой пословице и рассказать их малышам.
Задание 6.
Цель: учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.
Материал: знакомые детям стихи, потешки, песни.
Методика проведения : Воспитатель предлагает послушать стихотворения, потешки, сказки, пословицы и верно их квалифицировать, объясняя, чем отличаются пословицы от потешек и т. д.
Затем поручите ребятам вспомнить пословицы о дружбе, неряшестве и т. д.
Задание 7.
Цель: учить детей заканчивать пословицы.
Материал: кукла Буратино, пословицы :
• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
• Кончил дело – гуляй смело.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Методика проведения : Скажите детям, что к ним в гости пришёл
Буратино. Он хочет узнать, помнят ли дети пословицы. От имени Буратино
зачитайте детям начало пословицы и предложите закончить их.
Задание 8.
Цель: в игровой форме обобщить и уточнить знания детей о пословицах.
Материал: карта путешествий (рисунок моря с несколькими островами). На карте «Остров дружбы», «Остров труда», «Остров веселья», фишки в виде корабликов.
Методика проведения : Предложите детям поиграть в путешествие. Разделите группу на две команды, выберите капитанов. Команда должна поочередно выполнять задание – достигая «островов» проговаривать пословицы, соответствующие названию «островов».
Победительницей считается та из команд, которая больше других вспомнит пословиц.
В честь команды – победительницы предложите детям послушать запись песни о путешественниках.