Наташа Соколова
Использование предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности, связанной с ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игрового комплекта Пертра.
Данный комплект был разработан известным австрийским педагогом Марианной Фростинг. Концепция обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога.
Данное пособие предназначено для развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Комплект "Пертра" состоит из мобильного стеллажа, в котором размещены и семь наборов игровых средств в чемоданах, которые имеют свое предназначение и название :
Публикация «Использование предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности, связанной с ФЭМП у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
№1 - Пространство на плоскости
№2 - Упорядочение элементов
№3 - Одинаковое и разное
№4 - Пространство и преобразование
№5 - От каракуль к каллиграфии
№6 - От хватания к схватыванию
№7 - Начальные математические знания
В игровой комплект входят также доски-основы:
- первая доска-основа представляет собой поле с 28 отверстиями;
- вторая имеет 280 отверстий.
В составе каждого чемодана входят от 100 до 1000 деталей. Содержимое каждого чемодана способствует решению различных развивающих и коррекционных задач.
• развитие сенсорно-зрительного восприятия;
• развитие наглядно-образного мышления;
• формирование представлений о геометрических формах,
цвете, размере, симметрии;
• формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;
• развитие способности к классификации;
• развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений;
• развитие содружественных движений глаз и руки, правой и
левой рук, силы и координации движений пальцев;
• формирование навыков владения карандашом, дозирования
усилий и модуляции движений, необходимых для овладения письмом;
• развитие дифференцированных хватательных движений.
• формирование положительной мотивации к учебе на основе развития познавательного интереса.
• развитие произвольности и навыков саморегуляции.
• развитие коммуникативных способностей и навыков.
Игровой набор дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов, так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)
При совместной деятельности, связанной с формированием элементарных математических представлений широко используются игровые комплекты №2,№4,№7
Давайте рассмотрим подробно
Набор игровых средств 2 (Kllassifikator)
Упорядочивание элементов
Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают
новые виды фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать различные фигуры, учатся различать основные геометрические формы
В набор входит:
маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других треугольник или круг разных цветов, оборотная сторона одноцветная
равнобедренные треугольники
равнобедренные прямоугольные
треугольники
большие квадраты
прямоугольные пластины, длинная
сторона которых равна стороне большого квадрата
прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата
деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур
Все фигуры сделаны из дерева, окрашены в 4 основных цвета
Занятие с набором способствуют формированию:
представлений о геометрических формах, цвете и размере
представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров
способности к классификации
понимания пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»
Занятие с набором способствуют развитию :
математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т. д.)
умение различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру
пространственной ориентировки
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Выкладывание фигур по зрительному образцу, составленному
2. Собрать определенную фигуру согласно инструкции
3. Собрать узор из геометрических фигур по зрительному образцу
4. Поиск сходств и отличий между выложенными фигурами
5. Игры на развитие мыслительных операций
(классификация, закономерности, выбор лишней фигуры
Набор игровых средств 4 (Relation)
Пространство и преобразование
Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов
В набор входит:
деревянные шаблоны разных геометрических форм
деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе
воротца с большими и малыми отверстиями
резинки с пробками на конце
Занятие с набором способствуют развитию :
представлений о геометрических формах
умение различать геометрические формы
пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений
умению соотносить размеры фигур
Занятие с набором способствуют формированию:
кинестетического образа разных форм
осознанию взаимного расположения трехмерных фигур
навыка скоординированных движений пальцев
«Построй узор» Педагог с помощью штырьков с круглым наконечником и разноцветных резинок из набора 11 выстраивает узор. Детям надо построить точно такой же узор, а затем зеркальный. Можно предложить детям придумать свои узоры и дать задания друг другу.
«Столик». Педагог собирает из фигур столик и устанавливает его на середине доски-основы. Дети, каждый по своей инструкции, должны поместить флажок или штырёк на доску-основу. Инструкции: положить 2 красных флажка на стол, положить бежевый флажок под стол, один штырёк закрепить слева от стола, один красный флажок закрепить перед столом, два бежевых флажка закрепить за столом, два штырька расположить справа от стола, положить бежевый флажок около стола и т. д
«Построй фигуру». Дети собирают квадрат с помощью фигур с нарисованными элементами из набора 2. Затем на второй части доски они строят такую же фигуру из штырьков с круглым наконечником и резинок. После чего зарисовывают фигуру в тетрадь. Таким образом можно построить различные треугольники, прямоугольники, четырёхугольники, пятиугольники и узоры.
Набор игровых средств 7 (Mathematik)
Начальные математические знания
Посредством целевого обучения с помощью набора дети получают необходимые основы математических знаний и умений
Занятие с набором способствуют развитию :
навыков сравнения и классификации
математических навыков (пересчитывание, выполнение вычисления, определение количества)
представлений о числе, множестве, составе числа
Занятие с набором способствуют формированию:
представлений об арабских цифрах
Варианты индивидуальных игровых упражнений
числа 1 – 5 представлены определенным цветом, необходимо представить следующие по возрастанию цифры 6-10 при помощи имеющихся в наличии меньших чисел
На числовых лучах выложены числа от 1 до 20. Ребенок кладет один металлический шарик на цифру 1. затем он переворачивает два шарика и выкладывает получившееся количество – 2. И так до числа 20. Ребенок учится последовательному счету при сложении материальных объектов и арабских цифр
визуализация математических действий