Евгения Голикова
Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР
Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Альтернативная аугментативная (дополнительная) коммуникация (далее по тексту – ААК) – это методы работы, используемые для понимания вербальных сообщений детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, вызванными приобретенными (боковой амиотрофический склероз, болезнь Паркинсона и др.) или врожденными заболеваниями (детский церебральный паралич, интеллектуальные нарушения, аутизм и др.). AAК может быть постоянным дополнением к коммуникации или применяться временно. Использование ААК требует поддержки со стороны родителей и педагогов, отдельные методы требуют планомерного внедрения специального обучения.
Публикация «Использование системы альтернативной аугментативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Онтогенез показывает, что любая знаковая деятельность поддерживает процесс коммуникации и когнитивное развитие. От возможностей оперировать определенным количеством знаков зависит количество инициатив и реакций, что свидетельствует о наибольшей вероятности быть понятым, что так же влияет на развитие когнитивных способностей и личностное развитие. Именно это утверждение лежит в основе развития системы ААК.
Используя в своей работе систему ААК важно учитывать, что основная задача – это не замена вербальных средств на невербальные, а дополнение одной системы другой. Многообразие символов, идентифицирующих объекты, позволяет развивать память, мыслительные процессы, является стимулом к побуждению речевой вербальной деятельности и, главное, мотивирует ребенка к установлению контакта с собеседником, что в свою очередь способствует социализации.
Конвенция о правах инвалидов определяет аугментативную и альтернативную коммуникацию как один из способов коммуникации с использованием языка жестов, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, доступных мультимедийных средств, печатных материалов, аудиосредств, программ-чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступные информационно-коммуникационные технологии.
AAК с использованием специальных средств – это коммуникация с помощью любых устройств, в том числе электронных, которые используются, чтобы передать или получить сообщения (коммуникативные книги, планшеты-коммуникаторы). ААК с использованием графических средств – это простые коммуникативные доски или книги, состоящие из картинок и/или символов, используя которые пользователь собирает фразы, чтобы передать сообщение. В зависимости от физических возможностей и ограничений пользователи могут указать на соответствующее сообщение (картинку или символ) частью тела, направлением взгляда или шлемом-указкой или могут указать на «да» или «нет», в то время как ассистент предлагает возможные варианты.
Высокотехнологичные устройства AAК позволяют хранить и воспроизводить электронные сообщения нажатием кнопки с соответствующим изображением. На сегодняшний день существуют специальные приложения-коммуникаторы, доступные к скачиванию на планшеты и телефоны, что позволяет пользоваться ими при необходимости в стенах школы и за ее пределами, что позволяет ребенку сообщать о своих желаниях о потребностях и способствует налаживанию контакта и установлению взаимопонимания с родителями.
Система ААК, направленная на решение вопроса межличностного взаимодействия учащегося с окружающими, так же служит отличным средством в достижении образовательных задач. Работая с первыми классами с детьми ТМНР (интеллектуальные нарушения, тяжелые нарушения речи, аутизм, я активно использую элементы системы ААК. Механический планшет коммуникатор, рассчитанный на 2-16 картинок (рис. 1, помогает задействовать максимальное количество анализаторов и является незаменимым средством для достижения следующих целей на занятиях:
• ввод новых понятий (демонстрируется предмет, в планшет вкладывается картинка с изображением этого же предмета, записывается голосовое название предмета – при нажатии ребенок слышит название предмета);
• сравнение (вкладываются парные картинки-противоположности);(рис. 2)
• классификация (ребенок находит лишнюю картинку, нажимая и прослушивая комментарий к каждой картинке).
Коммуникативная доска, расположенная на видном месте моего кабинета, позволяет наиболее продуктивно распоряжаться временем, отведенным для занятия, так как в начале занятия я расставляю картинки, отражающие запланированную деятельность на уроке, и проговариваю что уже сделано, что мы делаем сейчас и что мы будем делать потом, отмечая особым значком этап фактической занятости. (Пример - рис. 3)
Таким образом, использование системы ААК позволяет реализовать несколько задач: побуждает учащихся к вербальной речевой деятельности, способствует налаживанию коммуникативных связей и формированию социализации в среде пребывания, а так же является неотъемлемой частью образовательного процесса при работе с детьми с сочетанными нарушениями развития.