Ольга Самоха
Использование шумовых инструментов в музыкально-ритмических композициях
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯХ
Подготовила: Самоха Ольга Владимировна – музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 24 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Тема моей публикации – «Использование шумовых инструментов в музыкально-ритмических композициях». Но я немного уточню и/или расширю ее, - использование инструментов не только в ритмических композициях, но и в упражнениях, танцах, играх.
Публикация «Использование шумовых инструментов в музыкально-ритмических композициях» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
У каждого музыкального руководителя сложился и определенный набор произведений, используемых в программе, есть свои предпочтения, которые чаще всего выливаются в методическую тему, тему для самообразования, а также есть произведения, которые нравятся детям больше всего, которые чаще используются или повторяются для их музыкального развития, для поддержания интереса и т. д. Также учитывается специфика и вид образовательного учреждения, возможности и способности детей.
Наш сад уже давно работает с детьми с проблемами в развитии, с детьми ЗПР. У таких деток нарушены не только психическое развитие, мышление, память, страдает у них и речевое развитие, а также часто бывают и эмоционально-личностные нарушения. Отсюда вытекает, что почти у всех нарушена двигательная сторона, то есть это или гиперактивные дети, или наоборот заторможенные и моторнонеловкие.
Естественно, что у таких детей с ОВЗ имеются сложности в развитии вокальных навыков. Плохо идет восприятие музыкальных произведений, внимание снижено. Страдает и музыкальная память. Самым полезным и доступным для них является музыкально-ритмическая деятельность. И чем разнообразнее, вариативнее она будет, тем большего успеха мы достигаем в коррекции. Таким образом через музыкально-ритмические движения, мы можем воздействовать на разные анализаторы: показ движения – зрительный анализатор, объяснения, а также само воздействие музыки – слуховой анализатор, а главное - кинетический – движение с музыкой. Или коротко: послушай, посмотри, сделай. С такими детьми требуется большее число повторений, усвоение материала идет медленнее. Конечно, повторять одно и тоже всегда одинаково не очень интересно, поэтому мы и можем разнообразить уже знакомые танцы, игры, упражнения, добавив использование музыкальных инструментов.
Музыкально-ритмические навыки хорошо усваиваются и в упражнениях, и в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Для передачи ритма или образа мы и будем использовать шумовые инструменты.
Какие? Это должны быть:
- удобные, которые, легко можно удержать в руке;
- безопасные, чтоб избежать травм во время движения.
В основном это ложки, маракасы, бубны, колокольчики (а также колокольцы и бубенцы, ну, и конечно, разнообразные погремушки (промышленные или самодельные).
Есть также вариант использования музыкальных инструментов, когда несколько детей играет, а основная подгруппа двигается. Тогда уже можно использовать и ксилофоны, металлофоны, треугольники, копытца и другие муз. инструменты.
Начинаю я это уже делать с групп раннего возраста. В нашем саду - это детки с 1,5 до 3-х лет. Например, всем известный танец «Гопачок» в обработке М. Раухвергера: четкая двухчастная форма, с разным ритмическим рисунком (1 ч. – четверти, 2 ч. – восьмушки). Мы берем маракасы или погремушки и на первую часть музыки стучим погремушкой по ладошке («Хлоп, хлоп по ладошке. Хлоп, хлоп по ладошке….», а на 2-ю часть легко «звеним около ушка» («Пляшет возле ушка наша погремушка, очень весело звенит, всех ребяток веселит….»). Затем исполняется упражнение «Погремушки» (бег с погремушкой и качание с ноги на ногу, спрятав погремушку). Спросив у детей в конце: где ваши погремушки, можно повторить «Гопачок».
Вариант использования бубна в танце «Стукалка» под укр. н. м. в обр. Т. Ломовой: на 1 часть музыки – легкий бег с бубном, на 2 часть – ритмичные удары четвертями в бубен, можно добавить и притоп одной ногой. Эта пляска разучивается и в яслях, и в младшей группе, а как упражнение ее можно повторить и в средней.
Сейчас очень много можно найти аудиограмм с подтекстовками про музыкальные инструменты – погремушки, колокольчики. Мы их тоже дозировано используем. Но свою положительную роль они играют в помощь воспитателю, которые могут использовать фонограммы для закрепления, для досуга с детьми в группах.
Предлагаю вашему вниманию игру Галины Вихаревой «Ножки весело стучат», которую можно прекрасно переделать в «Ложки весело стучат». Все мы творческие работники, поэтому иногда переделываем слова песен и игр. Вот, что получилось у меня:
1. Как у наших у ребят Ритмичные удары ложками перед собой,
Ложки весело стучат. ноги выполняют «пружинку».
Да, да, да, да,
Ложки весело стучат.
Припев: Барыня, барыня, Кружатся «топотушками», ложки
Сударыня барыня. отстукивают ритм восьмыми
2. Веселятся наши крошки, Хлопки ложками «тарелочками»
Вот как хлопают все ложки.
Да, да, да, да,
Вот как хлопают все ложки.
Припев: повторяется
3. Будут ножки приседать, Полуприсядка с ложками: присесть,
Вместе с ложками плясать. одновременно ударив ложками перед собой,
Да, да, да, да, выставить ногу всторону на пятку,
Вместе с ложками плясать. раскрыв руки встороны с ложками.
Припев:
4. А как пустятся бежать, Попеременные удары ложками
Никому их не догнать. по коленочкам, чуть присев.
Да, да, да, да,
Никому их не догнать.
Припев: Барыня, барыня, Кружатся топотушками.
Сударыня барыня.
Спасибо за внимание!