Вера Васильева
Использование сенсорных коробок в логопедической работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Васильева В. В.
учитель – логопед МАДОУ № 21, г. Великий Новгород
Сенсорные коробки - универсальное многофункциональное пособие, применяемое в различных направлениях логопедической и дефектологической работы с детьми с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи от трех до семи лет. На первый взгляд, их главное предназначение – развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, однако, используя это пособие, мы решаем множество других задач: развиваем фонематический слух, автоматизируем и дифференцируем поставленные звуки, ведём работу по развитию лексико-грамматических категорий речи, сенсорных эталонов, пространственной ориентации, элементарных математических представлений, внимания, памяти, мышления, подготовке к обучению грамоте. Дети с огромным удовольствием играют с сенсорными коробками, так как их наполнители (фасоль, горох) приятны на ощупь, а предметное содержание (как правило, игрушки из киндер-сюрпризов) вызывают интерес. Поэтому, сенсорные коробки могут использоваться так же и как прекрасное средство для налаживания эмоционального контакта с детьми младшего возраста на первых занятиях, и для активизации речевой деятельности у детей с алалией. Наполнение сенсорных коробок может быть постоянным, а предметное содержание может меняться в зависимости от возраста и диагноза ребенка, и от того, какие цели и задачи педагог планирует реализовать на данном конкретном занятии.
Публикация «Использование сенсорных коробок в логопедической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Возможные варианты предметной среды для сенсорных коробок :
- Маленькие предметы и игрушки (используются на этапе автоматизации дифференциации поставленных звуков и на этапе активизации речевой деятельности для отработки первых слов НА, ДАЙ, ВОТ, ЭТО и др., а так же для развития фонематического слуха, грамматических категорий, психических процессов, ориентации в пространстве)
- Предметы разной геометрической формы, цвета, размера (используются для развития сенсорных эталонов)
- Предметы разной фактуры (используются для развития тактильных ощущений)
- Буквы алфавита (используются на этапе подготовки к обучению грамоте)
Игры и упражнения
«Ловкие ручки» (выполняются в коробке с наполнителем, без предметов)
Задачи:
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие мелкой моторики и тонких дифференцированных движений рук.
• Сжимаем-разжимаем кулаки, захватывая горошины пальцами;
• «Месим тесто»;
• Пересыпаем горошины из руки в руку;
• Растираем горошины между ладонями;
• Захватываем горошины 3-мя пальцами одной руки и насыпаем ладошку другой руки;
• Захватываем горошины прищепкой по одной и насыпаем в ладошку;
• «Золушка» (сортируем фасоль и горох в разные миски).
«Правильный выбор»
Задачи:
- Развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)
- Развитие мыслительных операций (классификация, обобщение)
• Найди и назови предметы только определенного цвета (например, только красные предметы);
• Найди и назови предметы только определенного размера (например, только большие предметы);
• Найди и назови предметы только определенной формы (например, только предметы круглой формы);
• Найди и назови предмет определенной формы, цвета и размера (например, маленький синий треугольник, большой желтый квадрат);
• Найди и назови предметы определенной группы (например, только цветочки, только ракушки).
«Прятки»
Задачи:
- Развитие тактильных ощущений.
• Потрогай и назови несколько предметов разной фактуры и спрячь их в коробке. Затем опусти руки в коробку и на ощупь определи, какой предмет у тебя в руках. А теперь достань предмет из коробки и проверь, правильность своего ответа.
«Назови правильно»
Задачи:
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков речи.
• Найди и назови предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук;
• Найди и назови предметы, в названии которых есть дифференцируемые звуки, разложи их в два контейнера (например, в синий – со звуком С, в зеленый – со звуком Ш)
«Слушай внимательно»
Задачи:
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие звукового и слогового анализа.
• Найди предметы на заданный звук и произнеси их названия, выделяя этот звук голосом.
• «Хлопушки» Доставай предметы из коробки и произноси их названия по слогам, определяя количество слогов хлопками.
• «Угадай-ка» Найди и назови фигурку, название которой начинается со звука… и заканчивается на звук…
«Линеечка»
Задачи:
- Развитие умения отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова : между, за, перед; справа, слева.
- Развитие умения ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет.
Пример заданий:
• Найди и положи голубого слона напротив цифры 1
• Найди желтое яблоко и положи его напротив цифры 3
• Найди красное сердечко и положи его напротив цифры 4
• Найди розовую лошадку и положи её напротив цифры 2
• Найди желтого жирафа и положи его напротив цифры 5
• Кто стоит 1-ым по счету? 2-ым? 3-им? 4-ым? 5-ым?
• Какой предмет стоит перед лошадкой? За лошадкой? Перед жирафом? За яблоком?
• Какой предмет стоит между лошадкой и сердечком? Между цифрами 1 и 3? 2 и 4?
• Какой предмет стоит справа от лошадки? Слева от жирафа?
«Выполни команду»
Задачи:
- Развитие навыков пространственной ориентировки.
- Развитие умения отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова : выше, ниже, между, правее, левее, предлоги: над, под.
Пример заданий:
• Найди синюю рыбку и положи её перед собой;
• Найди белую ракушку и положи её над рыбкой;
• Найди бабочку и положи её справа от ракушки;
• Найди зелёный листик и положи его под бабочкой;
• Найди желтую звёздочку и положи её слева от рыбки;
• Найди красный цветок и положи его над звёздочкой;
• Какой предмет стоит между цветком и бабочкой? Между звездочкой и листиком? Выше, чем рыбка? Ниже, чем цветок? Правее, чем звёздочка? Левее, чем листик?
«Угадай, назови, посчитай»
Задачи:
- Развитие лексико-грамматических категорий речи.
• Найди и назови только те предметы, про которые можно сказать мой, моя, моё;
• Я назову слово-признак, а ты найди и назови подходящую фигурку (например, воздушный… шарик, ароматное, спелое…яблоко);
• Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе и найди соответствующий предмет в коробке (например, растет…цветок, жёлудь, листик, яблоко);
• Я произнесу начало предложения, а ты закончи его, найдя подходящее слово-предмет (например, В Африке живет…слон, жираф);
• Закрой глаза, вытащи из коробки любой предмет, назови его и посчитай от 1 до 5 словом, его обозначающим (можно бросать кубик с точками и считать столько раз, сколько точек выпало).
«АБВГДейка»
Задачи:
- Закрепление звуков и букв русского алфавита.
- Подготовка к обучению грамоте.
• Поиск заданных букв, составление из них слогов, слов.
Как видно, вариантов применения данного пособия множество. Оно удобно в использовании, не требует больших затрат, а многофункциональность позволяет применять его на разных этапах логопедической работы. Пособие «Сенсорные коробки» поможет любому логопеду эффективно решать коррекционные задачи в работе с детьми с ОВЗ, а так же с детьми от 3-ех до 7-ми лет, имеющими различные речевые нарушения.