Ольга Алексеева
Использование русских народных игр на занятиях и развлечениях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, - сохранится для потомков.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2 слайд
Русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» он писал: «… воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» Необходимо понимать, что наряду со знанием компьютера, различных электронных игрушек, ребёнку совсем не помешает иметь представление о русских народных подвижных играх. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. Народные игры формируют развитие личности.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. – это удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа.
3 слайд
Они дают представления о традициях русского народа, создают эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, формируют нравственные качества личности, способствуют воспитанию волевых качеств личности, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитывают навыки общения. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.) .
4 слайд
Все игры можно разделить на группы:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт, игры русского народа, вечная борьба добра против зла) .
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками, с метанием, с бросками и ловлей мяча и т. д.) .
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
7. По отношению к структуре занятия (подготовительной, основной, заключительной частей занятия физической культурой).
8. По сезону.
При коллективной игре используются следующие методы выбора водящего.
1. Считалки
2. Жеребьевки.
3. Забавные певалки. (Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: Раз, два, три, четыре, пять, С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
4. Сговор.
Если игра требует разделения на команды, используется (уговор, подбор). Участники игры сговариваются между собой, кого как называть (птицей, растением, животным). И, разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Наш детский сад не оказался вдалеке от традиций русского народа. На протяжении года на занятиях по физической культуре проводятся народные подвижные игры. И многие из них внесены в программу перспективного планирования.
5 слайд
В младших группах это такие игры как :«У медведя во бору «Наседка и цыплята» «Медведь и пчелы» «Поймай рыбку» «Пчелы» «Репка».
6 слайд
В группах среднего и старшего дошкольного возраста игры: «Два мороза» «Жмурки» «Удочка» «Салки» «Охотники и утки» «Чай, чай –выручай» «Гуси лебеди» «Горелки» «Третий лишний» «Мышеловка» «Мячик кверху».
7 слайд
В рамках проекта недели краеведения были проведены развлечения в младшей группе «Встреча весны» где использовались русские народные подвижные игры разной интенсивности под звук русской народной песни. Дети с удовольствием играли в народные игры. Громко весело и с азартом произносили речевки. Но особенно им понравились звуки русской народной музыке и песни.
8 слайд
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, такими как проведение народных календарных праздников, чтение русских народных сказок, пение русских народных песен, рассматривание предметов быта, посуды, одежды, иллюстраций и т. д. представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
9 слайд
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям радость и удовольствие. Поэтому на будущий учебный год я постараюсь внести народные подвижные игры и в традиционные спортивные праздники ДОУ.