наталия дорогина
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня вопрос воспитания интеллектуальной, творческой личности по-прежнему остается актуальным. Учитывая значение игровой деятельности в развитии дошкольника технология В. В. Воскобовича – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень хорошая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Игры вариативны, универсальны, многофункциональны, имеют творческий потенциал.
Публикация «Использование развивающих игр В, В, Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Современные дошкольники сильно отличаются от их сверстников в советское время. Не случайно так много внимания уделяется сейчас развитию интеллекта у детей. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Информационная среда : телевизор, компьютер… Так же многие родители водят детей на дополнительные курсы. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Врожденный интеллект- это психические процессы внимания, способность к анализу, синтез, мелкая моторика, память.
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьезными. И большинство педагогических приемов в изложении напоминают сборник уставов, концепций, положений об игре. Но игра - дело веселое. Поэтому яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут "мамопапозаменителя" с квадратной головой - телевизора или компьютера.
Мы стали работать с играми Воскобовича с младшей возраста.
Ребята пришли к нам в три года, и в основе своей оказались из семей, где родители много работают и не имеют возможности уделять своему ребенку много внимания. В связи с чем сразу выявились затруднения в развитии. Ребята плохо разговаривали, у всех были логопедические проблемы.
И мы решили начать знакомство с цветом по технологии "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича.
В дошкольном возрасте ничто так не может интересовать ребенка как игра. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в обучении.
Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие, преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.
Технологии Воскобовича не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является удобным для восприятия детей дошкольного возраста, именно с учетом их психологических особенностей.
Не каждая игра подойдет любому ребенку. Например, игровой квадрат (косынка) скорее заинтересует детей с логическим складом ума. Но если внедрять его постепенно. «От простого к более сложному» и романтические натуры найдут вдохновение. Игровой квадрат это «вечное Оригами» дети с трехлетнего возраста знакомятся с базовыми формами для создания в будущем различных фигур из бумаги. Кроме всего прочего (как бы между делом – происходит знакомство с фигурами и цветами). А работа в техники оригами не вызывает затруднений. Ведь если не получилось – можно снова попробовать. На более сложных этапах (в старшем возрасте). Фигуры становятся все более сложными и квадрат с двух цветов (красный и зеленый) становится четырехцветным. И пиком усложнения является «Змейка». «Змейка» это лента работать с ней сложнее зато сколько новых вариантов. Ведь элемента творчества нельзя исключать. Ну построил ты самолет… Надо обыграть. Дети с творческим складом как раз чаще обыгрывают свои поделки. Так же игровой квадрат помогает увидеть предмет, так сказать в объемном варианте. Сориентировать ребенка в пространстве. Эффект погружения в задачу происходит органично. Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания.
В то же время прозрачный квадрат больше подойдет романтику - ведь из него так просто составлять различных сказочных персонажей. Благодаря чему адаптируются к многообразию человеческих отношений. Составление сказок из прозрачного квадрата удобно еще и тем, что персонажи могут двигаться в разных направлениях (для этого достаточно просто перевернуть «льдинки» в нужную сторону) Ненавязчиво ребенок романтик познакомиться и с геометрическими фигурами, причем не только с названиями но и с составляющими (часть и целое). Потому что эти части видны и четко определяются. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата, который придает ему сил, дает уверенность в себе и… обучает.
Играя, дети - познают окружающий мир с помощью прозрачного квадрата. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. По – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. А так же повторяют усвоенный материал. В нашей группе знакомятся с пищевыми цепочками, составляют пирамиды для выявления взаимосвязей всего живого в природе. Выявляют логические связи. Изучают цвета, форму, свойства материала,. пространство и время, знакомятся с растениями, животными.
Удачно можно задействовать и детей с логическим складом ума. Ведь геометрические формы и для них интересны. Ненавязчиво, приучая их фантазировать, вы развиваете у них и речь, что так важно сейчас.
Ну а теперь - наш любимый Геоконт.
Ребятам из прошлой группы он совсем не нравился. Из чего можно сделать вывод, что не каждому ребенку эта игра может быть интересна. Группа начинала знакомиться с ним по классической схеме – геометрические фигуры. Но наши фантазеры сразу обратили внимание на то, что цветные резинки всех цветов радуги… И началось. Буквально за три месяца наши трехлетние детки уже знали все семь цветов. Определение цветов и оттенков закрепление расположения цветов в спектре. Ведь радуга - это так здорово! Одновременно с этим улучшилась пространственная ориентация – оценка расстояний, размеров, формы, положения предметов. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево, на Геоконте не вызвали каких либо затруднений. После работы с Геоконтом начинается работа с Геовизором.
Начиная со средней группы мы уже работали с геовизором. А в старшей группе играем на нем в «морской бой». Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости – использование двухмерного пространства. Умение отсчитывать необходимое количество. Это очень удобно. Все схемы вывешиваются на доске. А материал на каждого ребенка является многоразовым. Так же удобно использовать Геовизор как демонстрационный материал. И детям нравиться и буквы запоминаются, и цифры. И на листе ребенок не путается – вправо, влево, в центр …
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя и педагога в школе, это материал для организации урока или занятия в группе и классе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия (например,"Геоконт", комплекс "Ларчик" - больших размеров).
Игра- дело серьезное (хотя и веселое). Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича. Если сравнивать детей из двух групп, то можно заметить насколько проще давалось этим деткам зеркальное отображение предметов – с чем в прошлом выпуске были явные проблемы. Легче здесь получилось знакомство с временами суток. Когда часть и целое видно насквозь буквально – это легче образует систему представлений.
Результаты нашего мониторинга показали: большое количество детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть: желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.. Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался и вопрос мотивационной готовности к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. Кроме того у ребят возникает желание помочь отстающим. Формируется умение работать в команде.
Таким образом, целенаправленная и регулярная работа по играм В. В. Воскобовича с постепенным усложнением игр, позволяет поддержать интерес детей к игре, а также помогает добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности познавательных, творческих и интеллектуальных способностей у всех детей.