Алина Сайпулаевна Мухтарова
Использование рассказывания с элементами драматизации для приобщения к художественной литературе детей в доо
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения Федерального Государственного образовательного стандарта в общеобразовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Где главенствующее значение имеет в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Целостный образовательный процесс направлен на реализацию системы, учитывающей всю организацию жизнедеятельности ребёнка и развития его личностных качеств на рефлексивной основе.
Публикация «Использование рассказывания с элементами драматизации для приобщения к художественной литературе детей в доо» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Сюда относится образовательная область «коммуникация» - развитие общения, в том числе и речевого.
Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.
Современный ребенок к пяти годам жизни должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строить сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов. Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи.
Это речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов и дефекты произношения, что указывает на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на развитии ведущих неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) : наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
В детских учреждениях наиболее распространенный метод развития речи - это рассказывание. Рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами: структура речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения, содержание речевого сообщения (разнообразие использования лексических средств, эмоционально-выразительных при грамматически правильном построении предложений, творческий компонент рассказа (самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны», находки).
У детей с общим недоразвитием речи возникают при этом проблемы они в состоянии осмыслить указанный им замысел, но создают содержательно бедные рассказы.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, для лучшего овладения ими компонентами рассказа. В практике работы детского сада большое распространение получило именно обучение детей рассказыванию на словесной основе опирающейся на готовый текст произведений художественной литературы (пересказ).
Знакомясь с произведением художественной литературы, дети усваивают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает на ребенка сильное эмоциональное впечатление, активизирует речевые высказывания.
Дети хорошо запоминают небольшие по объему сказки с повторяющимися действиями: «Колобок», «Теремок», «Репка», и уже в младшем дошкольном возрасте могут рассказывать их почти дословно. Так, дошкольники учатся строить предложения и связывать их между собой, пользуясь разными видами межфразовой связи. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для обозначения начала или концовки рассказа. Например, «жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать и добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи. В разных возрастных группах дети овладевают разными видами пересказа литературного произведения. В младшем дошкольном возрасте дети учатся составлять совместный пересказ сказки с воспитателем. В среднем дошкольном возрасте детей обучают самостоятельному пересказу текста от начала до конца. Для старших дошкольников доступны такие виды пересказа, как пересказ по частям, по ролям, игры-инсценировки и игры-драматизации.
Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи).
Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Задаваемые воспитателем вопросы целиком определяют полноту и последовательность передачи ребенком прочитанного.
Важно умело подвести их к этому этапу, вызвать живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать и особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления и речи, памяти, воображения, уровень развития внимания и т. д.
В подготовке детей к пересказыванию большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем. Обращение к литературному персонажу и предполагаемый ответ раскрепощает ребенка, стимулирует его словесное отношение к художественному образу. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна.
Подводя итог, можно сказать о том, что пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку. Дети более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.
Закреплять навыки пересказа у детей рекомендуется в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.