Яна Васютина
Использование программы мозжечковой стимуляции, как эффективной технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в моей практике встречается все больше детей со сложной структурой речевого дефекта. У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, наблюдаются моторная неловкость, проблемы с координацией, дефицит внимания и ограниченные возможности его распределения, а также трудности обработки сенсорной информации.
Поэтому возникла необходимость включать в свою работу приемы и методы, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать координацию и внимание.
Публикация «Использование программы мозжечковой стимуляции, как эффективной технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
В поисках новых форм оказания своевременной эффективной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, я изучила программу мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса Бильгоу, основателем которой, стал доктор Фрэнк Бильгоу в начале 1960-ых годов. И я стала успешно использовать ее в своей работе.
В целом, мозжечковую стимуляцию можно определить как серию коррекционно-развивающих и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Почему это важно? Мозжечок выполняет или непосредственно участвует в выполнении целого ряда моторных функций. Среди них - поддержание тонуса мышц и позы, участие в поддержании равновесия тела в пространстве, программировании предстоящих движений и их осуществлении (участие в отборе мышц, контроле продолжительности и силы сокращения мышц, выполняющих движение, участие в организации и координации сложных движений (согласование функции моторных центров, контролирующих движение). Мозжечок играет важную роль в процессах моторного обучения. Одной из важных функций мозжечка является то, что он готовит внутренние системы мозга к предстоящим событиям, поддерживая работу широкого спектра мозговых систем, вовлеченных в моторные и немоторные функции (включение в работу систем предсказания, ориентации и внимания).
На занятиях с балансировочным комплексом задействуются и интегрируются такие системы, как: моторная система; зрительная система; тактильная система; слуховая система; вестибулярная.
Для выполнения упражнений я использую следующий инвентарь : балансировочную доску, поверхности (мишени) для отбивания мяча, 2 мяча (средний и маленький, мешочки с песком (3 штуки, отличающихся по цвету, размеру и весу)
Игры на балансировочной доске распределяю по уровню владения доской и возрастным особенностям ребенка. Сначала рекомендуется овладеть базовыми упражнениями, а затем уже переходить к упражнениям с инвентарём.
На коррекционных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи, я использую следующие игры, с использованием доски Бильгоу :
Упражнения с мешочками.
• Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
• Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
• Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
• Подбрасывали и ловили один мешочек, затем с хлопками;
• Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
• Кидать мешочки и мячик в мишень на полу
• Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.
В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.
Упражнения с мячами (можно использовать и мешочки).
• Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
• Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
• Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
• Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
• Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
• Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.
• Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
• Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
• Придумывание слов, как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
• Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
• Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.
• Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.
• Перекрестное направление мяча друг другу, т. е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.
Совершенствуя работу мозжечка, мы меняем общую работу мозга. В процессе занятий появляются новые нейронные цепочки, которые увеличивают продуктивность деятельности мозга, повышая эффективность его работы. Межполушарные связи, которые образуются в ходе занятий, способствуют развитию пластичности мозга и дают возможность компенсации функциональных нарушений.
Я, как учитель-логопед, регулярно использую балансировачную доску Бильгоу в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и наблюдаю стабильную положительную динамику в формировании физиологических, речевых навыков. А именно, у ребят происходит развитие всех компонентов речевой системы, высших психических функций, а также улучшается координация и развивается мелкая и крупная моторика.
Список использованной литературы :
1. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция - метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL : https://www.b17.ru/article/113707/
2. Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. Нейротренажеры РФ. Методическое пособие от 01.07.2020 г.