ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА
Использование проектной технологии проектирования в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников
Использование проектной технологии проектирования
в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников
Калмыкова Е. В.
МБДОУ г. Астрахани № 11
старший воспитатель
Публикация «Использование проектной технологии проектирования в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Аннотация. В данной статьи освещаются аспекты и специфика проектной деятельности в работе с дошкольниками. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в том, что современные дети мало знают о своих корнях, традициях и часто равнодушны к близким.
Ключевые слова. Патриотическое воспитание, проект, дошкольники.
Злободневность патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в том, что современные дети мало знают о своих корнях, традициях и часто равнодушны к близким, редко сострадают чужому горю. Именно с первых лет жизни важной задачей является воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических. Ведь ребенок не рождается добрым или злым, чутким или бездушным. И какие качества сформируются у него, какими впечатлениями и знаниями его обогатят зависит от его родителей и окружающих его взрослых.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому, как и прежде, перед педагогами стоит главная задача – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у него такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному городу, детскому саду, родной улице, сформировать чувство гордости за достижения страны, мужество воинов защитников, развить интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
На современном этапе в реализации данных задач является использование инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных стала технология проектирования.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию
и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн
группы, витражи и др.)
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна и т. д.)
Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие - монопроектами.
В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Использование технологии проектирования в работе с дошкольниками - это одно из средств реализации главной цели российского образования, которая была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Пришло время серьезно задуматься о качестве воспитания подрастающего поколения с раннего возраста и с использованием педагогических технологий, так как тогда мы не получим нового поколения людей, способных поднять и возродить Россию.
Список литературы
1. Гвинейская С. Л. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Консультации для педагогов / сост. : Гвинейская С. Л. URL: /http://zdamcam/ru/
2. Дрешина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине/ Начальная школа. 2004. № 5 с. 19-22.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2016. с. 64.
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / https://base.garant.ru/71937200/