надюшка галкина
Познавательное развитие при ознакомлении с живой природой. Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа таит в себе богатые возможности для развития детей. Правильная организация встречи ребенка с живой природой способствует развитию всех сторон познавательной деятельности детей, их мыслительных способностей, формированию качеств, необходимых для последующего обучения в школе.
Публикация «Познавательное развитие при ознакомлении с живой природой, Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Работу по воспитанию любви и бережного отношения к природе я начала с младшей группы, используя при этом различные методы и приемы. Одним из аспектов такой работы является ознакомление с природой на участке и за его пределами. У нас красивый зеленый участок с большим цветником и газоном с травой. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И в то же время я замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Дети любили играть под кленами. укрываясь от дождя и прячась от солнечных лучей, но не замечали нежного шелеста листочков. Мало кто из детей любовался распустившимся цветком, его окраской. Я поставила задачу научить детей видеть эту красоту, вызвать желание ухаживать за ней, участвовать в ее создании. Труд не только формирует определенные трудовые навыки, воспитывает самостоятельность, инициативу, но и оказывает большое влияние на умственное развитие. В группе разнообразная развивающая среда. Здесь расположены комнатные растения, подобранные в соответствии с программными и возрастными требованиями. В группе есть черепаха, хомяк, аквариум с рыбками. Имеется необходимый для ухода инвентарь. Дети активно дежурят в уголке природы. За работу в уголке отвечает звено из четырех человек. Если они не успевали выполнить работу в утренние часы, то доделывали ее в вечернее время. В течение месяца дети имели возможность упражняться в применении своих навыков и знаний на практике. Образовательную деятельность строила таким образом, чтобы повысить интерес к к обитателям уголка природы. Мы сравнивали комнатные растения, резко отличающиеся по форме, цвету листьев, строению стебля, по уходу за ними; закрепляли знания о растениях, создавали проекты по изучению подробностей об их жизни на родине: фикус на родине в Индии достигает высоты 30 метров. его листья длиной до 1 метра, а из сока вырабатывается каучук. Рассказы сопровождались показом презентаций. На экскурсиях. занятиях. наблюдениях закрепляла научные названия растений, обращала внимание на меткое народное название. Советовала внимательнее присматриваться к растениям. Ответы детей говорили о том, что они научились сравнивать и делать выводы. Предлагала детям нарисовать увиденное. Это заставляло их внимательнее всматриваться в в строение листьев, стеблей, наблюдать повадки животных, какой корм им нужен. Полученные знания в ходе таких наблюдений помогают детям логически верно мыслить, отвечая на вопросы, рассуждать. А это, в свою очередь, свидетельствует об активной мыслительной деятельности. Умение осмысливать наблюдаемое помогло ребятам осознанно подходить к уходу за обитателями уголка. Дети стали планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности. Обучая детей простейшим приемам труда на участке, старалась, чтобы дети понимали необходимость и целесообразность этого труда, испытывали радость от хорошо выполненной работы.
Очень важно было убедить родителей продолжать начатую мной работу дома, в семье, воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому. С этой целью проводила с родителями работу, используя разные формы: круглый стол" Как важно не вырастить лентяя", беседы, родительские собрания, открытые мероприятия, оформила стенд " Труд кормит, а лень портит", "Круглый год на огороде". Ежегодно я с детьми и родителями весной и осенью провожу субботники: окапываем деревья и кустарники, рыхлим землю на газонах., сажаем цветы. Дети трудятся рядом с родителями: собирают обрезанные ветки, опавшие листья. Мы часто беседуем с детьми о том, что красота и уют нашего участка зависят от общих усилий, общей заботы. Дети выращивают рассаду цветов в группе, высаживают на клумбе, рыхлят землю, поливают цветы. Они стали относиться к своим зеленым друзьям бережно и внимательно, научились замечать то. мимо чего они раньше проходили мимо.