Светлана Витальевна Костенко
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только вырос он, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?»
Публикация «Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить. Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития : «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».
Как же научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?
Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач. Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:
– постановки, формулирования проблемы;
– выдвижения предположений и гипотез;
– выбора, проверки, обоснования гипотез;
– подведения итогов, вывод.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.
Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников позволяет решить ряд дидактических задач:
– привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес;
– поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
– помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
– побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
– помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Важными способами усиления познавательного интереса у детей являются использование игровых моментов, элементов новизны, эмоционального изложения материала. Куда интереснее не просто поиграть с Мишкой, а помочь ему помирить Белочку и Ежика, «прогуляться по лесу», «пойти в гости к бабушке с дедушкой», «перебраться через речку» и т. п. Использование на занятиях игровых и проблемных ситуаций позволяет реализовывать и воспитательные задачи. Дети с удовольствием откликаются на призыв помочь, впитывают в себя представления о дружбе, отзывчивости, доброте, помощи, сочувствии.
Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. Использование проблемных ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.
Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.
Предлагаю вниманию педагогов конспект игрового занятия по ФЭМП для детей второй младшей группы с использованием таких проблемных ситуаций, как «перебраться через реку, не строя мост и не переплывая», «поделить поровну яблоки для Белочки и Ежика».
«Малыши спешат на помощь»
Задачи:
– совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше;
– упражнять в сравнении двух контрастных по высоте предметов знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже;
– формировать навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине;
– упражнять в определении геометрических форм (круг, цвета;
– развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей, умение решать проблемные ситуации;
– удовлетворять желание детей принимать непосредственное участие в совместной деятельности со взрослым, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
– воспитывать желание помогать, дружеские отношения в коллективе.
Материалы и оборудование
Демонстрационный материал: письмо, речка, две елочки (контрастные по высоте, игрушка Мишка, «яблочки» (мячики красные и зеленые, две корзинки одинакового размера.
Раздаточный материал: двухполосные карточки для каждого ребенка, круги двух цветов (красные и зеленые).
Ход занятия
I часть
Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес мне письмо, которое прислал нам Мишка из леса! Хотите, я его сейчас вам прочитаю? (Ответы детей.)
«Дорогие дети! Мои друзья Белочка и Ежик поссорились. Я хочу пригласить вас к нам в лес, чтобы вы помогли мне их помирить».
Воспитатель: Ну что, ребята, поедем с вами в гости к Мишке, чтоб помочь ему и его друзьям? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами отправимся в очень увлекательное путешествие. Но чтобы оно получилось полезным и интересным, надо внимательно меня слушать!
Воспитатель: А давайте подумаем, на чем мы можем отправиться в лес? (Дети выбирают и договариваются, на чем они поедут.)
Воспитатель: Сегодня я хочу быть вашим шофером. Все за мною становись, друг за другом повернись. А чтоб нам в пути не было скучно, споем нашу веселую песенку. («Мы едем, едем, едем».)
Воспитатель: Ребята, под веселую песенку мы с вами доехали до реки. Как же нам теперь дальше добираться до леса, ведь перед нами протекает речка? (Ответы детей.)
Воспитатель: А давайте посмотрим, может, есть возможность, не построив мост и не переплывая, перейти через реку? (Ответы детей.)
(Дети вместе с воспитателем ищут самое узкое место в реке, где можно перешагнуть, сравнивают его с широким местом реки.)
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до леса, посмотрите, как много деревьев в лесу. А какие деревья бывают в лесу? (Ответы детей.)
Игровое упражнение «Высокий — низкий»
Воспитатель предлагает детям показать, какие высокие деревья растут в лесу – дети поднимают руки вверх и встают на цыпочки, и низкие – дети приседают.
Воспитатель вносит мягкую игрушку Мишку.
Воспитатель: Посмотрите, вот и Мишка нас встречает! Давайте с ним поздороваемся.
Мишка: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы откликнулись на мое письмо и так быстро приехали.
Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Как только мы прочитали в письме о твоей беде, мы с ребятами сразу решили приехать к тебе в лес и помочь помириться Белочке и Ежику. Но что же все-таки случилось, почему они обиделись друг на друга?
Мишка: Белочка и Ежик никак не могут поделить яблочки, поэтому и поссорились. Я очень прошу вас, ребята, помогите мне их помирить.
Воспитатель: Ну, что, дети, поможем Мишке? (Ответы детей.)
II часть
(Дети садятся за стол. На тарелочках лежат «яблочки» (круги) двух цветов и двухполосные карточки.)
Воспитатель: Посмотрите, что перед вами лежит в тарелочках? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие они по размеру? (Ответы детей.)
Воспитатель: А какой они формы? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какого цвета «яблочки»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Как же нам поделить эти «яблочки» поровну? (Дети высказывают свои предложения, приходят к общему мнению, отдать Белочке красные «яблочки», Ежику – желтые. Могли быть и другие варианты деления. Например, дети могли раскладывать: одно – Белочке, и одно – Ежику и т. д.)
Воспитатель: Хорошо. Давайте положим «яблочки» красного цвета на верхнюю полосу карточки для Белочки. Сколько яблочек красного цвета? (Ответы детей.)
Воспитатель: А теперь под каждым красным «яблочком» положите желтое «яблоко» для Ежика. Сколько желтых «яблок» вы положили? (Ответы детей.)
Воспитатель: Каких яблок больше, красных или желтых? (Ответы детей.)
(Желтых «яблок» оказывается на одно больше.)
Воспитатель: Как же сделать так, чтобы красных и желтых «яблок» стало поровну? (Ответы детей.)
(Дети уравнивают группы предметов путем уменьшения на одно желтое «яблоко».)
Воспитатель: Теперь желтых «яблок» стало столько, сколько и красных «яблок». Их поровну. Значит, и Белочке, и Ежику мы поделили «яблочки» поровну. А лишнее «яблочко», я думаю, вы можете взять себе или отдать Мишке.
Мишка: Спасибо, ребята, вы мне и моим друзьям очень помогли. Теперь я знаю, что все нужно делить поровну, и тогда никто не будет обижаться.
Воспитатель: А теперь, дети, нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Мишке «до свидания».
(Дети прощаются с Мишкой.)
Мишка: До свидания, ребята, и счастливого пути!
Воспитатель: До свидания, Мишка! Пиши нам в детский садик, если опять понадобится наша помощь.
(Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад.)
III часть
Подвижная игра «Собери яблочки»
(На полу разбросаны «яблоки» красные и зеленые (мячи двух цветов). Воспитатель предлагает детям собрать «яблочки» в корзинки. Для игры выбираются две пары детей, задача которых собрать мячи своего цвета в корзинку. Побеждает тот, кто быстрее соберет свои «яблочки».)
Итог
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня ездили? (Ответы детей.) Вы такие сегодня молодцы! А теперь вы самостоятельно можете путешествовать по группе!
Спасибо за внимание!