Ирина Орлянская
Использование интеллектуальных игр как средство развития познавательной активности дошкольников. Геоборд
▼ Скачать +Заказ
Орлянская Ирина. Блог.
Интеллектуальные игры
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
Публикация «Использование интеллектуальных игр как средство развития познавательной активности дошкольников, Геоборд» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.
Математический планшет "Геоборд или геометрик".
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат.
2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями.
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки и счетные навыки.
4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение.
5. Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
6. Познакомить детей со свойствами резинки
Что такое геоборд?
Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. По сути, это доска со штырьками, к которой прилагаются резиночки. С помощью резинок на доске создаются разные фигуры и рисунки. Но это далеко не все возможности геоборда, игры с которым становятся все популярнее.
Игры
«Угадай, что это?»
Рисуйте на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.
«Нарисуй мне…»
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить. Начинайте с самых простых заданий - кубик, домик и усложняйте их по мере развития навыков конструирования у ребёнка. Можно усложнить игру, если не давать задание прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.
«Большой - маленький»
Вы рисуете маленький домик, елочку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку и т. д.
«Продолжи узор»
Нарисуйте несложный узор
из нескольких фигур и предложите ребёнку продолжить последовательность
«Угадай и проверь»
Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на геоборде? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически.
«Часть и целое»
Выложите на геоборде большую фигуру например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя линии резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
«Геометрические фигуры»
Цель игры: сложить из резинок геометрические фигуры
«Буквы и цифры»
Цель игры: закрепить знания о буквах и цифрах; упражнять детей в счете использованных резинок для одной цифры, буквы, сравнивать количество использованных резинок.
«Выложи узор по схеме»
Цель: развивать мышление, восприятие, внимание.
Иллюстрирование и разучивание стихотворения
«Букет для мамы»
Цель: развитие умения работать по схеме, развитие речи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лисья берёзы, ветка рябины,
Листики, тополя, листья осины
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесем.
Какой листик не попал в букет для мамы?
Ход игры: дети по схеме на планшете «рисуют» резинками и геометрическими фигурами свою часть стихотворения. Затем планшеты объединяются в ряд и можно рассказать стихотворение.
Научите детей с помощью линий, передавать простейшие сюжеты. Например капает дождик или светит солнце
«Моделирование сказок, стихов и загадок»
Зарисовки сказок, детских стихов и загадок - известный среди педагогов прием.
Игра «Геометрик» предназначена для развития пространственного и ассоциативного мышления, воображения, способствует развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, самостоятельно конструировать, умения действовать по заданному образцу, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Начинать можно с 1,5-2-х лет. Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы - кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т. п.
Какие же игры можно организовать с использованием геометрика?
Игры
1. «Угадай, что это?»
«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.
2. «Нарисуй мне…»
Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на геометрике. Начинайте с самых простых заданий - кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования уребёнка. Можно усложнить игру, если не давать задание прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек. Например:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)
3. «Продолжи узор»
«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите ребёнку продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.
4. «Большой-маленький»
Вы «рисуете» на геометрике маленький домик,
к, елочку, снежинку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т. д.
5. «Угадай и проверь»
Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на геометрике? Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически.
6. «Часть и целое»
Выложите на геометрике большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
7. «Самая длинная змейка»
Делая ход по очереди (1 ход - 1 резинка-звено, постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета.
8. «Дорисуй»
У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка-цветок и т. д. Или квадрат-домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т. д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.
9. "Лабиринты и симметричные рисунки. "
— Подберите загадки, сделайте схемы-отгадки, которую ребенок будет рисовать на планшете.
10. Данный планшет можно использовать не только для занятий, но и для игры! Нарисуйте с помощью резиночек лабиринт-дорожку и пару домиков-гаражей. Возьмите машинки, фигурки зверей, человечков и, повторяя правила дорожного движения,
Спасибо за внимание!