Ксения Федина
Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста.
Усвоение музыкального материала детьми сложный и трудоёмкий процесс. Не достаточно просто услышать музыку – важно понять ее и запомнить. Так как наглядный материал осваивается детьми лучше вербального, то без использования приёмов наглядного моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень усложняется. Именно поэтому в своей работе я использую наглядные средства обучения в виде моделей, карточек и схем. Они вызывают у ребят интерес к освоению музыкальной деятельности, способствуют воспитанию осознанного отношения к музыке и обогащают творческую деятельность детей.
Публикация «Использование приёмов наглядного моделирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Имея небольшой опыт работы в ДОУ, я внедряю приёмы наглядного моделирования постепенно, и пока они присутствуют не во всех разделах музыкально-образовательной деятельности.
Прежде всего, данные приёмы помогают в обучении детей игре на ДМИ во время групповых занятий.
Первым этапом обучения стало знакомство ребят с различными музыкальными инструментами. В этом нам помогли карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребята смотрели на изображения инструментов, сравнивали их с реальными инструментами и запоминали названия. Далее для запоминания звучания инструментов мы проводили музыкально-дидактическую игру «Отгадай, кто поет?» : задачей детей было отгадать, какой инструмент играет за ширмой и выбрать правильную карточку. Следующей задачей в обучении игре на ДМИ стало развитие умения играть в коллективе. Сложность состояла в том, чтобы дети играли организованно, чередуя группы инструментов, и слышали музыку и друг друга. На этом этапе были использованы те же карточки с изображением ДМИ. Ребята выбирали себе ДМИ и смотрели на карточку. Играли те дети, чьи инструменты были показаны на карточке. Если никакой карточки показано не было, то дети молчали. Спустя время ребята с уверенностью справлялись с этой задачей. Им стало легче не только слышать музыкальное сопровождение их оркестра и друг друга, но и подстраиваться под его метроритм, характер и динамику.
В этом году трудным шагом для нас было обучение игре на ДМИ определенными ритмическими рисунками. Именно поэтому с этого учебного года я стала использовать приёмы наглядного моделирования в развитии метроритмического слуха детей.
Развитие чувства метроритма является сложной задачей, так как детям дошкольного возраста довольно трудно понять ритмическую организацию звуков в музыке. Для тренировки метроритмического слуха на музыкальных занятиях мы с ребятами используем карточки с графическим изображением длительностей. В основном мы стараемся запомнить звучание четвертных и восьмых звуков. Четверти и восьмые изображены самым доступным способом: четверть - большим предметом, восьмые (всегда показаны в паре) – тем же предметом, но размером поменьше. С помощью карточек я составляю различные ритмические рисунки, которые мы прохлопываем и прорабатываем на ДМИ. Также на музыкальных занятиях мы проводим ритмическую игру «Кубик». Ребята образуют круг и передают из рук в руки кубик с наглядным изображением ритмических рисунков в виде разных предметов. По окончании музыки ребёнок, у которого остался кубик, бросает его в центр круга. Далее дети прохлопывают ритм, представленный на выпавшей стороне кубика, следующим образом: большой предмет – длинный хлопок, маленький – короткий хлопок. Такие упражнения с приёмами наглядного моделирования помогают ребятам легче усвоить ритмическую организацию звуков в музыке, а впоследствии дети самостоятельно будут составлять различные ритмоформулы и применять их в музыкально-творческой деятельности.
Приёмы наглядного моделирования помогают нам и в разучивании песенок, попевок, а также в подготовке к пению. В качестве подготовки к вокальной деятельности я использую артикуляционную и дыхательную гимнастику, и распевки для подготовки артикуляционного аппарата и голосовых связок детей.
При проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики я показываю карточки с различными изображениями, отражающими названия упражнений («Улыбочка», «Заборчик», «Шарик», «Самовар» и др., а ребята, смотря на карточки, мгновенно выполняют упражнения. По такому же принципу дети узнают, какую распевку мы будем исполнять на занятии, и выполняют упражнения на развитие звуковысотного слуха (например «Лесенка»). Перед упражнением «Лесенка» мы проводим распевку с одноимённым названием. Дети смотрят на карточки с изображением девочки, идущей вверх и вниз по лесенке, и поют распевку с текстом: «Вот идём мы вверх. Вот идём мы вниз». При этом мелодия движется в соответствии с текстом. После этого я пою ребятам мелодию распевки в разных направлениях и с разным количеством звуков на слова «Топ-топ-топ». Задача детей понять, в каком направлении движется мелодия.
При разучивании песен методы наглядно-образного моделирования используются мной для облегчения запоминания текстов детьми. Каждому куплету песни и припеву соответствует определённая карточка с изображением (образы и действия, описываемые в тексте песни, благодаря которым у детей формируется образная ассоциация. Это способствует более лёгкому и долговременному запоминанию текста, и, что очень важно, остаётся время на проработку интонации, динамики и характера песни.
Ещё одним видом деятельности на музыкальных занятиях, где нам помогают приёмы наглядного моделирования, является слушание музыки. Здесь данные приёмы использую в виде карточек для определения общего настроения и характера произведения. В качестве примера хочу привести карточки с самыми простыми эмоциями: весело, грустно, сердито. Это позволяет ребятам лучше понимать характер музыкального произведения и закреплять наглядными образами эмоции, которые они испытывают во время прослушивания. С детьми старших и подготовительных групп мы используем более сложные характеристики эмоций, также подкрепляя их наглядными изображениями.
В качестве заключения хочется отметить, что приёмы наглядного моделирования существенно облегчают работу над усвоением музыкального материала : дети легче запоминают тексты песен; упражнения на проработку различных видов слуха становятся более интересными, а также расширяются возможности для творчества ребят. Музыкальные занятия становятся разнообразными, а обучение музыке – доступным и продуктивным.