Наталья Смагина
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Смагина Наталья Федоровна, Рослякова Галина Павловна
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда.
Огромный поток информации, получаемый ребёнком в современном мире, невозможность справиться с её обработкой самостоятельно - это печальная реальность, в которой оказались дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения, увеличение количества неуспевающих учащихся в школе.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда» размещена в разделах
Обучение рациональным приёмам обработки информации, т. е. приёмам РАЦИОТЕХНИКИ (логическое мышление, МНЕМОТЕХЕНИКИ (искусственные приемы для запоминания) и ЭЙДОТЕХНИКИ (образное мышление, позволяет у детей дошкольного и школьного возраста выработать навык грамотной обработки информации.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов — блоками-квадратами, Т. В. Большева — мнемоколлажем, Л. Н. Ефименкова— схемой составления рассказа.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания», — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.
Многие дети старшего дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. Кроме речевых особенностей (нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, наличие дисграфии, дислексии) для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, следовательно, и словесно-логического мышления. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Всё вышеперечисленное служит предпосылками к использованию мнемотехники в логопедической работе как дополнительного и эффективного приема при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, восполнении пробелов в развитии лексико-грамматического компонента речевой системы, связной речи детей.
Мнемотехника (в переводе с греческого – память и искусство, мастерство)- совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- ассоциативное мышление
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- словарный запас
Предварительная работа с детьми по овладению приемом мнемотехники включает в себя:
- кодировку отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы
- первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
Например, называется слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, соленый, кислый, море, привет, золото. Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.
- далее необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия рисунками – символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно, чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него.
Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.
Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношения те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа или стихотворения.
Принцип работы с мнемотаблицей стариться от простого к сложному:
МНЕМОВАДРАТ --- МНЕМОДОРОЖКА --- МНЕМОТАБЛИЦА
Этапы работы с мнеемотаблицей:
- рассматривание таблицы и разбор изображений
- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы
- пересказ с опорой на символы (образы)
- графическая зарисовка мнемотаблицы
- воспроизведение информации (пересказ или стихотворение)
Примеры использования приемов мнемотехники при заучивании стихотворений на логопедический занятиях.
Этапы работы над стихотворением:
- выразительное чтение стихотворения педагогом.
- чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.
- задаются вопросы по содержанию стихотворения, помогающие ученику уяснить основную мысль.
- объяснение смысла малознакомых и непонятных слов (если есть).
- чтение отдельно каждой строчки стихотворения педагогом, повторение учеником с опорой на мнемотаблицу.
- рассказывание учеником стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- рассказывание учеником стихотворения без опоры на мнемотаблицу.
Использование на логопедических занятиях приемов мнемотехники позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренируют внимание. Большое значение методика имеет в работе со слабоуспевающими детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика, ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы трудно запоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.
Предлагаем варианты мнемотаблиц детей.
Приложение №1.
Кудрин Ярослав, старшая группа.
Приложение №2
Капитонов Егор,
подготовительная к школе группа.
Приложение №3.