МААМ-картинки

Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

Наталья Смагина
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Смагина Наталья Федоровна, Рослякова Галина Павловна

Использование приемов мнемотехники в работе логопеда.

Огромный поток информации, получаемый ребёнком в современном мире, невозможность справиться с её обработкой самостоятельно - это печальная реальность, в которой оказались дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения, увеличение количества неуспевающих учащихся в школе.

Темочки:

Обучение рациональным приёмам обработки информации, т. е. приёмам РАЦИОТЕХНИКИ (логическое мышление, МНЕМОТЕХЕНИКИ (искусственные приемы для запоминания) и ЭЙДОТЕХНИКИ (образное мышление, позволяет у детей дошкольного и школьного возраста выработать навык грамотной обработки информации.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов — блоками-квадратами, Т. В. Большева — мнемоколлажем, Л. Н. Ефименкова— схемой составления рассказа.

Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания», — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.

Многие дети старшего дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. Кроме речевых особенностей (нарушения звукопроизношения, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, наличие дисграфии, дислексии) для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, следовательно, и словесно-логического мышления. Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Всё вышеперечисленное служит предпосылками к использованию мнемотехники в логопедической работе как дополнительного и эффективного приема при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, восполнении пробелов в развитии лексико-грамматического компонента речевой системы, связной речи детей.

Мнемотехника (в переводе с греческого – память и искусство, мастерство)- совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память

- ассоциативное мышление

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

- связную речь

- словарный запас

Предварительная работа с детьми по овладению приемом мнемотехники включает в себя:

- кодировку отдельных слов, часто встречающихся понятий в символы

- первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Например, называется слово, а вам необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, соленый, кислый, море, привет, золото. Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.

- далее необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия рисунками – символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно, чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него.

Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию.

Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношения те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа или стихотворения.

Принцип работы с мнемотаблицей стариться от простого к сложному:

МНЕМОВАДРАТ --- МНЕМОДОРОЖКА --- МНЕМОТАБЛИЦА

Этапы работы с мнеемотаблицей:

- рассматривание таблицы и разбор изображений

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы

- пересказ с опорой на символы (образы)

- графическая зарисовка мнемотаблицы

- воспроизведение информации (пересказ или стихотворение)

Примеры использования приемов мнемотехники при заучивании стихотворений на логопедический занятиях.

Этапы работы над стихотворением:

- выразительное чтение стихотворения педагогом.

- чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.

- задаются вопросы по содержанию стихотворения, помогающие ученику уяснить основную мысль.

- объяснение смысла малознакомых и непонятных слов (если есть).

- чтение отдельно каждой строчки стихотворения педагогом, повторение учеником с опорой на мнемотаблицу.

- рассказывание учеником стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- рассказывание учеником стихотворения без опоры на мнемотаблицу.

Использование на логопедических занятиях приемов мнемотехники позволяет значительно сократить время обучения. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренируют внимание. Большое значение методика имеет в работе со слабоуспевающими детьми. Чем раньше ребенок овладеет этими знаниями, тем легче ему дается процесс обучения. Как показывает практика, ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают большие объёмы трудно запоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.

Предлагаем варианты мнемотаблиц детей.

Приложение №1.

Кудрин Ярослав, старшая группа.

Приложение №2

Капитонов Егор,

подготовительная к школе группа.

Приложение №3.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в работе логопеда
Опубликовано: 29 марта 2021 в 17:14
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смагина (УИ 1251699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД