Елена Васильевна Алексеева
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Одним из основных новообразований данного возраста является развитие речи. В настоящее время в психологии нет единого определения речи. Рассмотрим некоторые из них. Согласно психологическому словарю, речь (анг. Speech) – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. По мнению Р. С. Немова, «речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации».
Проблема речевого развития нашла отражение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. «Речь в подлинном смысле слова является средством сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи; в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека». В развитии структуры речи он отмечал, что отправным пунктом является словопредложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением. Будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2 – 3 слов); они представляют собой сначала цепь однословных предложений. На третьем году жизни ребенок переходит к флексийной речи. В первый период появления предложений (2 – 2,5 года) речь ребенка представляет собой простое «рядоположение» главных предложений; придаточные предложения отсутствуют: ребенок овладевает формой паратаксиса (форма главного предложения).
Главные предложения не связаны или очень слабо связаны тонкой нитью союзов. Затем, приблизительно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения – гипотаксис. Это значит, что в речи ребенка устанавливаются отношения подчинения (между придаточным предложением и главным и соподчинения между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи усложняется. В речи выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, которые связываются между собой различными отношениями – пространственными, временными. В процессе речевого развития ребенка имеется этап, который лишь в исключительных случаях, длится продолжительное время. Л. С. Выготский назвал его «малой речью». «Речь сразу начинает расшатывать сенсомоторное единство, разбивать ситуационную связность ребенка». Понять новое в отношениях ребенка со средой в раннем детстве можно в свете анализа развития детской речи, так как развитие речи как средства общения, как средства понимания речи, окружающих представляет собой центральную линию развития ребенка этого возраста и существенно меняет отношения ребенка к окружающей среде. Речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми, внешняя и совместная – в форме диалога. Там, где речь выступает в коммуникативной функции, она связана с произнесением и говорением, проявляется в звучании.
Развитие звучащей стороны речи обычно представляли себе следующим образом: речь состоит из отдельных звуковых элементов, наиболее легко символизируемых при письме. В известном смысле это положение неопровержимо, потому что вся звуковая речь строится из определенного количества элементов. В языковом развитии не существует фонемы в абсолютном смысле, есть лишь относительное рассмотрение одной фонемы на фоне других. Овладев структурой фонемы и фона в одном случае, ребенок овладевает структурой в целом.
Таким образом, подчеркивается подчинение возникновения звучащей речи, речи смысловой. По мнению С. Н. Цейтлин, И. П. Дайлидене, отличительной особенностью маленького ребенка является преобладание в его лексиконе звукоподражательных слов (ономатопей, для которых характерна простота звукового облика и артикуляции, мотивированность звуковой формы. Дети постепенно переходят к нормативному употреблению слов, иногда параллельно употребляя ономатопеи и нормативные слова, постепенно отказываясь от ономатопей. Еще одной отличительной чертой лексикона маленького ребенка являются протослова (слова, изобретенные детьми). Эти звукокомплексы приобретают смысл при постоянной поддержке и понимании окружающих ребенка взрослых.
Детская речь носит ассоциативно-ситуативный характер, то есть может быть понята лишь с опорой на ситуацию, интонацию, жесты. Слова ребенка могут иметь смысл целого предложения или высказывания, этот смысл может меняться в зависимости от ситуации. Вкладывая в произносимые слова свой собственный смысл, часто непонятный окружающим, дети в то же время хорошо понимают речь взрослых и редко ошибаются, выполняя их инструкции. Дальнейшее развитие речи происходит быстрыми темпами, однако дети не всегда правильно справляются с грамматическими формами, заменяя одни слова другими, создавая свои слова (Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова).