Юлия Лаврухина
Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных материалов (прищепок) в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки… Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками.
Одному из таких предметов посвящён мой мастер-класс.
Показ закрытой коробки.
Именно так началось знакомство моих детей с этими предметами. Я показала детям эту большую коробку и предложила им отгадать, что же там внутри. Попробуйте и вы отгадать сначала по звуку. Как вы думаете, что здесь может быть? (Потрясти) (ответы воспитателей). Да, и у детей было очень много вариантов: кубики, пуговицы, машины, палочки, что-то деревянное, но мне не хотелось сразу открывать коробку, и я загадала детям загадку - подсказку:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование нетрадиционных материалов (прищепок) в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На верёвке пальцы держат одеяльце. Что же это?
А чтобы убедиться в правильности ответа я предложила детям угадать на ощупь этот предмет, предлагаю и вам (маленький «Чудесный мешочек» с прищепкой). И, конечно же,
Она пальчик щиплет крепко,
И белье хватает цепко.
Называется. ПРИЩЕПКА. Вот она.
Познакомимся с прищепками поближе. (показ)
Рано утром на веревке
Завели прищепки спор,
Вы послушайте, ребята,
Их забавный разговор:
-Я важнее всех прищепка, -
Громче всех кричит одна,
Крепко-накрепко схватила
Носовой платок она!
-Нет, важнее мы, подружка, -
Три другие говорят,
-Видишь, держим мы подушку,
А на ней детишки спят!
-Ну, а мы чем не важнее, -
Справа раздается хор,
-Держим мы костюм спортивный, -
Папа в нем играл в футбол!
- Ну, а я поймала шапку, -
Слева слышится опять,
Без нее в мороз не выйдешь
В парк с ребятами гулять!
Так, проспорили все утро.
Ох, кричали, ох, галдели.
Ртов вообще не закрывали.
Вещи все и … улетели!
Вот такие замечательные прищепки!
А посмотрите, какие они разные!
Учёные считают, что прищепки появились ещё в первобытные времена. Две деревянные щепки, соединенные между собой жилами животных. Их использовали ещё и как пуговицу на одежде, и как заколку для волос.
Такими прищепки стали в прошлом веке и до сих пор их разнообразие только увеличивается.
У малышей особенный интерес вызывают прищепки. Дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы закладываем в самые обычные действия и предметы.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори –ориентация на практическую жизнь. А вот так можно прикреплять прищепки в наше время : на пластмассовые стаканчики.
Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними. Сегодня я познакомлю вас с тем, как использую в работе этот предмет.
Утром, когда ребёнок только приходит в детский сад, его встречают множество игрушек. Вместе с такими игрушками, есть у нас и игрушки-самоделки. Они привлекают внимание детей. Для их изготовления я, в том числе, использую прищепки. Ребёнок может делать такие игрушки самостоятельно, что-то переделывая или изменяя по своему желанию.
Несколько лет я работаю с малышами, которые иногда трудно расстаются с родителями. Чтобы отвлечь их и успокоить, я часто предлагаю детям поискать игрушку-прищепку в сенсорной коробке, наполненной разноцветными макаронами.
Предлагаю и вам пошуметь и поискать в сенсорной коробке игрушки-прищепки (можно сразу прикрепить этот детский эспандер на край коробки). Такие действия успокаивают ребёнка, и помогают развивать тактильные ощущения и моторику.
В организованной деятельности, на занятиях прищепки использую как счётный материал, как часть пособий для закрепления основных цветов, размеров. В зависимости от возраста детей задания могут изменяться и усложняться.
Например, 1) прикрепить на цифры такое количество прищепок, число которых они обозначают, решать примеры, прикрепив ответ на палочку;
2) разобрать прищепки по цвету или повторить цветовую дорожку;
3)подобрать первую букву слова к каждой картинке, либо сделать звуковой анализ слова.
Попробуйте и вы, уважаемые коллеги, выполнить несколько заданий. (Предложить воспитателям выполнить несколько заданий). Приступайте! А пока мои коллеги выполняют задание, расскажу несколько интересных фактов о прищепках.
Настоящий «прищепочный бум» начался в 19 веке. Всего за 35 лет Патентное бюро США выдало патенты на 146 различных видов прищепок. Я, к примеру, не могу себе даже представить такое количество моделей прищепок.
В настоящее время есть даже памятники прищепке. Один из них находится в Филадельфии. Его высота - около 15 метров.
Вот такая гигантская деревянная прищепка находится в парке в Бельгии. Она прекрасно дополняет ландшафт.
В казахском городе Усть-Каменогорске также установлена 3-метровая скульптура - бельевая прищепка.
Проверим, как справились с заданием мои коллеги. Молодцы! Отлично справились! Устроим динамическую паузу. Превратимся в волка и гусей. А для этого нам нужно оживить прищепки. Проводится игра «Гуси-гуси». (На прищепки наклеиваются волк, хозяйка и гуси).
Таким образом можно провести любую физкультминутку с детьми.
Вот так я использую большие прищепки во время подвижных игр на занятиях физкультурой и на прогулке, когда нужно прищепить прищепку на другого игрока, либо собрать как можно больше прищепок или перенести предметы при помощи прищепок, а можно использовать большую прищепку как эстафетную палочку.
Изготовление таких прищепок для физкультминуток, натолкнуло меня на создание в моей группе театра на прищепках. Их удобно использовать в театральной деятельности при обыгрывании, инсценировках сказок, стихов, рассказов.
Вообще, прищепки – это простор для творчества не только детей, но и взрослых. Из них создают инсталляции, полезные вещи для дома и быта, просто забавные вещицы, которые имеют место быть в нашем мире.
Есть даже прищепка – флешка ( моя мечта :).
Любопытно, что в Японии была разработана кибернетическая прищепка, которая реагирует на влажность и температуру и может передавать сигналы о том, что бельё высохло, на сотовый телефон хозяйки, на домофон, пейджер и даже на электронный адрес! Всё-таки мы живём в век высоких технологий. Но, несмотря на всё обилие гаджетов, которые окружают наших детей, самые обычные вещи только ещё больше их привлекают.
В вечернее время дети очень любят собирать конструктор из прищепок. Здесь уже фантазии детей нет предела. Из обычных прищепок можно вместе с детьми создать целый сказочный мир! Это могут быть разнообразные игрушки, а можно придумать свою сказку!
А ведь на прищепках можно и сыграть! Прищепками можно наполнить красивые жестяные банки, пластмассовые стаканчики (получатся шумелки, сделать трещотку на палочке, трещотку – бусы.
Вот такие они: простые, но в то же время такие необычные ПРИЩЕПКИ!