Ксения Смагленко
Использование посткроссинга в образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитию речи в дошкольном образовании традиционно уделяется большое внимание.
Ещё в работе «Мышление и речь» Л. С. Выготский обозначил два важнейших контекста для развития речи :
- мышление (решение проблемных ситуаций);
- общение (взаимодействие со сверстниками и взрослыми).
Публикация «Использование посткроссинга в образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Посткроссинг на МAAM
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И то, и другое важно для дошкольников: они любят и решать задачи, и общаться. Поэтому ситуации, когда нужно обсудить решение задачи или договариваться друг с другом, так подходят для работы над развитием речи. Именно в них рождается естественная мотивация – детей не нужно заставлять говорить.
Посткроссинг дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.
Составляя очередное письмо, детям предлагается решить проблемную ситуацию и обсудить её. Для этого можно использовать метод пяти вопросов :
1. О ком или о чем мы будем писать?
2. Где можно найти информацию?
3. Кто нам поможет?
4. Что мы хотим узнать в ответ?
5. Как сможем использовать полученную информацию?
Что можно обсудить с детьми:
«Наши любимые игры и игрушки»;
«Праздники в нашем детском саду»;
«Мой любимый город»;
«Жизнь нашей группы»;
«История моего города»;
«Вот что мы умеем» и т. д.
При обсуждении полученного письма детям можно предложить попробовать самостоятельно составить рассказ по тем изображениям, которые были присланы в письме. Это могут быть фотографии, картинки, рисунки. А затем сравнить с оригинальным текстом.
При обсуждении письма, которое будет отправлено, детям можно предложить сочинить историю самостоятельно. Это может быть история на одну тему, а может быть собранная из нескольких тем, предложенных детьми.
В данном случае, педагогу следует мотивировать детей на составление истории, наводящими вопросами. Например: «А что было самое интересное?», «Какие чувства у вас это вызвало?», «Что вам запомнилось больше всего?» и т. д. Именно вопросы заинтересованного собеседника, которому искренне хочется разобраться, помогут детям сделать свою историю более связной.
Составление рассказа, который будут читать реальные слушатели, вызовет у детей больший интерес и понимание того, зачем они это делают, в отличие от искусственно созданной ситуации. В частности, когда педагог просит описать игрушку или рассказать историю по плану, то есть когда детям непонятно, ради чего это делать и кто тут заинтересованный слушатель, возникает выхолощенная ситуация, и речь детей становится обрывочной, пропадает интерес и мотивация.
В группах старшего дошкольного возраста, можно предложить детям самостоятельно сделать надписи на содержимом конверта. Дети могут подписать рисунки, конверты, написать просьбы и пожелания, а так же написать не большой текст. Не малую роль можно отвести посткроссингу, в обогащении словарного запаса дошкольников. В процессе изучения нового письма, ребё нок сталкивается:
с названием городов, сел, улиц;
с названием достопримечательностей;
с новыми терминами;
с ранее неизвестными природными явлениями;
с традициями и праздниками, историческими событиями.
Во время чтения письма, обязательно нужно обратить внимание детей на неизвестные им слова, выражения, задать уточняющие вопросы: «Всё ли понятно?», «А как вы думаете, что это означает, или может означать?»