Ирина Глухова
Использование пластилинотерапии в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы.
При работе с детьми мы всегда ставим определё нные задачи:
• Коррекционно-образовательные:
- учить детей правильно произносить звуки;
- характеризовать артикуляционные уклады, используя объемные модели;
- познакомить с артикуляционными признаками звуков: (положение губ, положение языка).
Публикация «Использование пластилинотерапии в работе логопеда» размещена в разделах
• Коррекционно-развивающие: -подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков, к выполнению упражнений на развитие мышц языка;
- применять пластилинотерапию как элемент подготовительной работы при постановке звуков;
- создать зрительный образ язычка своими руками.
• Коррекционно-воспитательные: - повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;
- воспитывать аккуратность и творческое воображение.
В процессе логопедической работы я интегрировала работу по преодолению нарушений в овладение слоговой структурой слова и развитием тонкой моторики. Логопедические занятия были разделены на три основных аспекта, на которые я опиралась во время проведения занятий:
1. развитие звуковой стороны речи, включающие в себя постановку отсутствующих или искаженных звуков, формирование фонематического слуха;
2. развитие лексики и грамматики, включающие в себя понимание речи, формирование словаря, грамматически правильной речи, развитие связной речи;
3. развитие слоговой структуры речи, включающие закрепление навыков четкого воспроизведения 3-4-сложных слов различной звуконаполняемости, простых предложений. Надо учесть, что развитие слоговой структуры речи идет как индивидуальное занятие, так и включается в этапы занятий по постановке звука и развитию лексики и грамматики. Использование пластилина именно на подготовительном этапе играет важнейшую роль. При работе с пластилином ребенок сам становится создателем игры, а не пытается в нее включится, что безусловно вызывает большой интерес у ребенка.
Пластилинотерапия хороша тем, что доступна детям разного дошкольного возраста, позволяя быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает привычное занятие разнообразным, увлекательным и запоминающимся. Основной материал – это пластилин, а инструмент – это рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка.
1. На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.
2. Лепим буквы. В процессе лепки произносим те звуки, которые лепим, выбираем для них цвет, поем гласные. Потом мы соединяем буквы в слоги, меняем буквы местами и снова читаем.
3. Каждое новое творчество для ребёнка - это не просто умение, навыки, опыт; это ещё и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука-мозг». Для развития правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то… С использованием пластилинотерапии работа над пересказом и рассказом становится более эффективной.
Далее хочу перечислить игры и упражнения по развитию слоговой структуры речи с использованием пластилина. Это дидактические игры, с которыми знакомы всем учителям-логопеды. Название и ход данных упражнений остались такими, какими они были раньше, просто в моем случае я изменила дидактические материалы на пластилин.
Упражнения на уровне звуков
Учитель-логопед просит ребенка произнести звук А столько раз, сколько точек на пластилиновом кубике.
Упражнения на уровне слогов
Учитель-логопед просит ребенка произносить цепочку слогов с одновременным построением башенки из пластилиновых кубиков, которые он слепил по просьбе учителя-логопеда. Как вариант работы – можно лепить бусинки и их перекладывать из одной мисочки в другую.
Упражнения на уровне слова
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пластилиновые шарики. Ход игры. Ребёнок произносит заданные учителем-логопедом слова и выкладывает шарики. Сравнить слова: где шариков больше, то и слово длиннее. Также были придуманы новые упражнения, которыми я активно пользуюсь на занятиях.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материал: пластилиновые фишки, длинные и короткие змейки из пластилина, картинки. Ход упражнения.
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт пластилиновую фишку на длинную или короткую змейку.
Вариант 2. Ребё нок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной змейке и к короткой.
Таким образом, пластилинотерапия в логопедической работе способствует становлению речи, развивает мелкую моторику рук, совершенствует мелкие движения пальцев. В ход таких упражнений повышается работоспособность коры головного мозга. У детей стимулируется развитие внимания, воображения, фантазии.