Татьяна Мухина
Использование песочной терапии в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песочной терапии в развитии детей старшего возраста.
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современных детей – это телевизор и компьютер, планшет и телефон, а самое любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети, не задумываясь, находят ответы на вопросы простым способом типа «нажми на кнопку – получишь результат». Они стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. У дошкольников наблюдается повышенная возбудимость, частая смена настроения, слабо выражена познавательная активность. Дети меньше интересуются окружающим миром. Учитывая индивидуальные потребности каждого ребёнка в соответствии с ФГОС необходимо находить инновационные, интересные методы и технологии в работе с детьми. Одной из таких технологий является – песочная терапия, цель которой состоит в том, чтобы дать ребёнку возможность быть самим собой, а не менять его, не учить каким-то специальным навыкам. Заинтересовавшись этой технологией, изучив литературу по использованию песочной терапии в развитии дошкольников, нашла её эффективной и интересной. В своей работе с воспитанниками песочную терапию использую в двух направлениях : 1 - развитие эмоционально – коммуникативной сферы 2 - развитие познавательной сферы. Хорошо известно, что основная деятельность дошкольников – игра, что может быть ближе и интересней, чем игра в песок. Слова К. Д. Ушинского о том, что песок является лучшей игрушкой для ребёнка, подтверждает тот факт, что песок помогает развивать в ребёнке познавательную активность.
Публикация «Использование песочной терапии в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Существует множество игр для занятий с песком, разделить их можно на три вида: проективные игры, которые используют психологи, обучающие и познавательные. В своей практике использую обучающие и познавательные игры с песком.
Для работы с песком в нашей группе имеется:
педагогическая песочница (размер 50*70*8 см.);
песочный световой стол (интерактивная световая панель предназначена для зрительной стимуляции, развития пространственного восприятия, релаксации);
мини – песочницы (для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий, формат А4 с дном и стенками не менее 1,5см.). Дно и бортики песочницы голубого цвета, что ассоциируется с небом и водой;
кварцевый и кинетический песок;
набор игрушек и предметов;
картотека игр с песком.
При работе с песком применяю как индивидуальный подход к детям, так и групповой, учитывая противопоказания использования песочной терапии : аллергия на пыль и мелкие частицы; легочные заболевания; кожные заболевания и порезы на руках. Для того, чтобы заинтересовать детей моделируем вместе с ними игры – сказки. Играем в игры на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук, на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, подготовке обучения письму и грамоте. В своей работе применяю познавательные игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, исторические, игры – экскурсии.
1. Развитие эмоционально – коммуникативной сферы.
Упражнение «Знакомство с песочной страной» направлено на укрепление психологического здоровья дошкольников. Прежде, чем начать работу с песком необходимо напомнить правила безопасности. Давайте вспомним их вместе. … Молодцы!
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них мишура.
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра! Сожмите кулачки и сделайте из них пирамиду, приветствуя друг друга произнесите слова: «Всем, всем, здравствуйте!». Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой и бережно прикоснуться ладонями друг к другу со словами: «Очень рада Вас видеть!» Далеко – далеко, а может быть близко, есть волшебная Песочная страна, где вот так все приветствуют друг друга, где живет Песочная Фея со своими друзьями. Каждый день, как только встает солнце, Фея приглашает всех играть с ней в песок с помощью ладошек. Хотите отправиться в гости?
Посмотрите какой красивый «волшебный цветок», его мне подарила добрая Фея. Цветок помогает добрым, умным, смелым путешественникам попасть в любую сказку. А нам он поможет оказаться в Песочной стране. Протяните над ним руки, закройте глаза и с чистым сердцем попросите цветок пропустить нас в сказочную страну. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Волшебный цветок даёт нам волшебную силу, которой мы должны пользоваться очень осторожно. Ведь она может нам пригодиться для решения самых разных сказочных задач. А теперь откройте глаза. Мы с Вами оказались в волшебной Песочной стране. - Положите руки на песок. Что Вы почувствовали, какой он на ощупь? (холодный, мягкий) - Дотроньтесь до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй, затем всеми пальцами одновременно; - Легко (с напряжением) сожмите кулачки с песком, затем медленно высыпите песок в песочницу; - Дотроньтесь до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной; - Перетрите песок между пальцами, затем между ладонями. Ну, вот мы и поздоровались, поприветствовали песок. В нашу волшебную страну проникла Злая Колдунья. Эта колдунья заколдовала, засыпала песком всех жителей и они просят у нас помощи. Как Вы думаете, мы сможем им помочь? Чтобы не испугаться Злой Колдуньи, мы будем искать жителей с закрытыми глазами, передвигаясь пальчиками по песку.
(шагают пальчиками по песку, находят фигурки людей и животных)
Молодцы! Всех жителей отыскали, помогли выбраться из песка. Они рады этому! Изобразите настроение жителей волшебной страны с помощью рисунка. (упражнение «Рисуем эмоции») Изображая настроение, ребята нашей группы украшают рисунки различными материалами. (бантиками, пуговицами, цветными стеклышками) Спасибо! Жители Песочной страны очень рады. Играя, Вы сами заулыбались. Давайте поделимся своим настроением с окружающими. Положите руки ладонями вниз на песок и скажите, какое у Вас настроение. Не забывайте, что делать это нужно не при помощи голоса, а при помощи ваших эмоций. Какие все молодцы!
Наступила пора прощаться с Песочной страной и нам в этом поможет волшебный цветок. Спокойно протяните над ним руки, закройте глаза и с чистым сердцем мысленно попросите вернуть нас в детский сад. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, которой мы можем пользоваться для решения самых разных задач в детском саду и дома. А теперь откройте глазки. Мы с Вами находимся в детском саду. Спасибо большое за замечательное путешествие. Какие ощущения и эмоции остались у Вас после игры? …. Игра с песком имеет простоту манипуляций, возможность изобретения новых форм, кратковременность существования создаваемых образов, возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала.
2. Развитие познавательной сферы. В работе со старшими дошкольниками для обучающих и познавательных игр использую мини – песочницы (показ песочниц). Каждое наше занятие обязательно начинается с ритуала входа в песочную страну.
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Погладим его внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у Вас вызывает песок?
Тактильная разминка: Ручки, как жучки летают. И в песок они ныряют. Песочек лапками перебирают Горку строят и равняют. А ещё пересыпают Через сито пропускают Между ладошками потрут и на место уберут. ( В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через пальчики, протирают песок между ладошками.) Подобные упражнения использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а следовательно, активизируется умственная деятельность).
Игра «Картина из загадок»
Разгадывание загадок, рисование ответов на песке так, чтобы изображения располагались примерно там, где они обычно находятся в окружающем мире. Желтая тарелка на небе висит. Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце). Ветерок – пастушок затрубил в свой рожок Собрались овечки у небесной речки (облака) Как над речкой, над рекой Появился вдруг цветной Чудо мостик подвесной (радуга) Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит (речка) Она под осень умирает И вновь весною оживает Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. Коровам без неё - беда: Она их главная еда. (трава) Выберите из набора любую игрушку, которая больше понравилась, найдите ей место в песочнице ( например: под радугой, у речки) и поставьте её туда. Выставляя игрушку в песочнице попросите ваших воспитанников проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, за, между… Можно задать детям вопрос: как можно назвать композицию, которая получилась? По желанию рассказать о чувствах, которые вызывает композиция? Хочется ли что-нибудь изменить? Такую игру использую на занятиях по рисованию, окружающему миру, развитию речи.
По Вашим рисункам вижу, что настроение у всех хорошее.
Но чтобы его ещё улучшить, предлагаю Вам посадить «Цветы в клумбе».
Одной из задач игры является деление слов на слоги.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведём,
Названия цветов на слоги разобьём!
Один слог – в верхнюю сажаем,
Два – в центре оставляем,
Три слога – в третью грядку.
Теперь сажаем по порядку.
( Односложные слова: мак.
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трё хсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).
После выполнения задания - задайте детям вопросы:
- Опишите цветок по цвету, форме.
- Где растёт этот цветок?
- Какие цветы больше всего нравятся Вам?
Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».
Украсить клумбу «Цветными заборчиками»
На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный заборчик. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету. Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия.
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции Вы получили? Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным? Мы с Вами выполнили несколько упражнений песочных игр, направленных на развитие познавательной активности.
Рада поделиться с Вами опытом работы по использованию песочной терапии в развитии детей старшего дошкольного возраста. Чудесный метод песочной терапии вносит неповторимый вклад в развитие детей. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные формы обучения. Дети включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически, концентрируя своё внимание, любознательность и увлеченность. Играя, они испытывают удовольствие. И это побуждает к новым открытиям. Ребёнок развивает себя сам. Планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. У детей повышается самооценка, что помогает ему самоутвердиться в обществе.
Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта". В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию, является хорошим релаксом. Песок мирная страна Можно строить и чудить. Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была!