Миляуша Клименко
Использование песочной терапии в психическом развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песочной терапии в психическом развитии детей с ОВЗ
Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. Вспомните как маленькие дети с увлечением играют в песочнице (делают куличики, угощения, замки и т. д.); как мягко ходить босиком по сухому песку, согретому солнцем; как приятно утопают стопы ног в мокром песке, омывающимся теплым морем.
Песок - необыкновенно приятный, успокаивающий и податливый материал.
Публикация «Использование песочной терапии в психическом развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И подсознательно люди привыкли доверять ему. Именно это доверие к тактильно - кинестетическим ощущениям и делает игры с песком столь результативными в работе с детьми. Для детей важно почувствовать форму предмета руками: погладить, извлечь, слепить, просеять и т. д., они могут долго перебирать песок, крупу, искать камушки, ракушки…
Песок для детей – прежде всего материал, который интересен, как и все вокруг, это отличная среда для развития интеллекта.
Что дает нам песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ?
Игры с песком позволяют решать многие развивающие, психодиагностические и психотерапевтические задачи :
- развиваются познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, а также речь.
-развиваются коммуникативные навыки ребенка
- развивается тактильная чувствительность как основа мелкой моторики руки.
- снимается мышечное напряжение, тревожность
Занятия по песочной терапии с детьми с ОВЗ имеет свою специфику, они направлены на формирование новых навыков, на познание окружающей среды, предметов, развития внимания, памяти, мелкой моторики. В своей работе помимо песка использую также крупы : пшено, которое промывается, а затем прокаливается в духовке, манку (детям очень нравится).
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми играми песочной терапии, которые я провожу с детьми с ОВЗ.
Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, провожу песочную терапию сразу после прихода детей в детский сад.
Занятия с детьми проходят в группе или кабинете каждый день по 10 мин. Игры с песком использую как индивидуальную работу, так и подгрупповую от 2 до 4 человек
Игры, используемые в песочнице :
- «Ладошки»
- Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- Рисуем фигуры (геометрические, солнце, дождь, облака и т. д) одновременно пальцами левой и правой руки по песку сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.
- «Игра на фортепьяно» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз, но и запястья.
- «Необыкновенные следы»
- «Узоры на песке» Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка
- «Кротики»
- «Норки для мышки»
- «Потеряшки»
- «Игры с трафаретами» и т. д.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно–кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Всё это- делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.