Ольга Колачева
Использование песочной терапии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование песочной терапии в логопедической работе.
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный — фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.
Публикация «Использование песочной терапии в логопедической работе» размещена в разделах
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.
Зачастую маленький ребенок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от напряжения. При этом — ребенок приобретает собственный бесценный опыт. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справ-виться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т. д.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его.
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим развитием речи, а также педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с на-рушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нару-шеные координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, со-панствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов, более позднее формирование словесно логического мышления. Все это требует более тщательного подбора методов логопедической и психологической помощи
В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции все больше места занимают специальные техники, одна из которых — песочная терапия (sand-play).
Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволило специалистам нашего дошкольного учреждения широко использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми.
Работать с песочницей мы начинаем сразу : сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и псих профилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.
Затем в занятия включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторик рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу (горячее — холодное сухое — мокрое, твердое — мягкое гладкое — острое, кинестетические ощущения — во время движения.
Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеев; и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» :
- скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, по ставив ладонь на ребро;
- пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на ни свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными большими и, наконец, мизинчиками) Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать «загадочные следы».
- «поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз.
Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определённой буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек», — предварительно ребенку завязывают глаза.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: воз-буженные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания, учится понимать себя и других.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонема-тического слуха:
- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т. д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова. Если дети все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее почетными гостями. Эта простая игра помогает нам решить немало логопедических задач :
- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.
Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
Им нравится превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д.
Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами — сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, — это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
При изучении темы «Ударение» ребёнок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку Феи Ударения и «волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй сту-пеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, располагаются домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, объяснив, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова, с двумя окнами — двухсложные, с тремя — трехсложные.
Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом дети ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая про-пущенные буквы.
Также детям нравится игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук, и построить город, ис-пользуя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Кроме того, в своей работе мы используем дидактические игры и упражнения: «Маленькие волшебники — мы создаем мир», «Победитель злости», «Песочный детский сад» и многие другие. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, стабилизируют эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно действовать, достигать цели, через экспериментальную деятельность развивают мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы и делать выводы.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает поло-жительные результаты:
- удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
- оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, по-знавательных процессов и творческих способностей детей;
- песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;
- но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.
Колачева О. В.