Бояркина Лариса Витальевна
Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В настоящее время наблюдается повышение интереса педагогов к использованию метода песочной терапии в коррекционной работе с детьми. Это связано с тем, что игры с песком стабилизируют психоэмоциональное состояние ребенка, раскрепощают его, раскрывают индивидуальные особенности, на которые можно опираться в работе. Песочница – это относительно недорогой интерактивный психолого-педагогический ресурс.
Публикация «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Однако возможности этого метода еще недостаточно используются для обучения дошкольников с нарушениями речи. Вследствие того, что у детей с тяжелыми речевыми патологиями часто наблюдаются эмоциональная нестабильность, неустойчивость произвольного внимания, быстрая утомляемость, логопедические занятия для них – тяжелый труд. Игры с песком позволяют значительно повысить мотивацию ребенка к занятиям при выполнении традиционных обучающих заданий, способствуют более интенсивному развитию познавательных и речевых процессов. К тому же коррекционно-развивающий эффект усиливается за счет дополнительного акцента на тактильную чувствительность. Игры в песочнице с группой сверстников развивают коммуникативные навыки, способствуют активизации творческого потенциала. Кроме того, метод песочной терапии имеет прямое отношение к здоровьесберегающим технологиям, а забота о здоровье детей – приоритетное направление в работе каждого дошкольного учреждения.
Использование игр с песком в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи является эффективным средством образовательной и коррекционно-развивающей работы и способствует решению следующих задач:
развитие диафрагмального дыхания;
развитие артикуляционной моторики;
закрепление навыков звукопроизношения;
развитие фонематического слуха;
совершенствование лексико-грамматических категорий;
развитие связной речи;
обучение грамоте;
совершенствование мелкой моторики, регуляция мышечного тонуса;
развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;
развитие познавательного интереса;
развитие творческих способностей;
совершенствование коммуникативных навыков;
стабилизация эмоционального состояния.
Метод песочной терапии органично вписывается в коррекционно-образовательный процесс деятельности учителя-логопеда и используется в организации НОД. В своей практике игры и упражнения с песком применяю в индивидуальной и подгрупповой работе. Наиболее оптимальным считаю их использование как часть подгруппового занятия, а индивидуальные можно полностью перенести в песочницу (1 раз в неделю).
Хочется отметить эффективность метода песочной терапии в индивидуальной работе с заикающимися дошкольниками. Детям нравится погружать в песок обе руки, перебирать и пересыпать его. Это позволяет снять не только мускульное, но и психоэмоциональное напряжение ребенка. Дети часто сами просят «поиграть в песочек». В играх они сразу же заселяют песочницу персонажами и начинают с ними общаться. В ситуации разговора с самим собой или с мнимым собеседником судорог у заикающихся детей не возникает. Кроме того, движения рук в песке снимают фиксацию детей на своей речи, так как он увлечен действием и игрой.
Часто дети с речевыми патологиями не умеют сочетать речь с движениями рук в песке: они либо играют, либо говорят. В таком случае их необходимо целенаправленно этому обучать. При выполнении артикуляционной гимнастики сначала отрабатываются движения языка, потом – рук, а затем – действия синхронизируются. Таким же образом используем пальчиковые игры в песочнице: сначала дети запоминают текст стихотворения, а затем совмещают с движениями пальцев.
Опыт работы показал, что только творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения в соответствии с физическими и психическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно-развивающий процесс становится более эффективным.
Предлагаю картотеку игр и упражнений с песком, которые можно использовать по всем направлениям коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Картотека игр и упражнений с песком
Развитие дыхания
Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:
- набирай воздух через нос, не поднимая плечи;
- надувай живот «шариком», выдыхай медленно и плавно;
- старайся дуть так, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Выровняй дорогу»
Оборудование: песочница, игрушка машинка.
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
«Что под песком?»
Оборудование: песочница, предметные картинки, коктейльные трубочки.
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
«Ямка»
Оборудование: песочница, коктейльные трубочки.
Ребёнок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
«Помоги зайцу»
Оборудование: песочница, игрушки заяц, лиса.
В песке делаются три-четыре углубления- «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалёку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
«Дорога к другу»
Оборудование: игрушки, коктейльные трубочки.
На песке выставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
«Секрет»
Оборудование: песочница, игрушки, коктейльные трубочки.
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
«Добрый великан»
Оборудование: песочница, игрушки, коктейльные трубочки.
Перед игрушечным героем невысокая горка. Воздушной струей разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка» - щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по песку или по воде.
«Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
«Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлёпать по высунутому языку со звуками «пя-пя-пя», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.
«Расческа» - язык протискивать между зубами вперед-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Автоматизация звуков
«Сильный мотор» - произносить звук [ р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук[ р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик»- произносить [р’] (мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих на песке игрушек игрушку со звуком [c] и, набрав песок и произнося звук, засыпать её.
«Дорожка» - произносить заданные логопедом звуки или слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлёпывая по песку или воде ладошками. Вариант упражнения: «шагать» пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль и т. д., произнося автоматизируемый звук, или по дорожкам, выложенным из камешков, пуговиц.
«Совпадение»- логопед закапывает в песок игрушки со звуком [ш] в названии: мышку, мишку, матрёшку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребёнку вспомнить закопанные игрушки. Ребёнок называет игрушку, раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой. Аналогично работать с другими звуками.
Развитие фонематических процессов
«Весёлые прятки» - прятать ладошки в песке, услышав заданный звук. На другие звуки – руки держать над песочницей (сначала среди ряда звуков, затем – слогов и слов).
«Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку.
Слоговые сочетания: ба-па, та-да, са - за, ма - на - ма, да - та – да.
Слова: кот – год – кот; том – дом - ком; басня – башня – пашня.
«Новоселье»
Оборудование: песочница, игрушечные животные.
В песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребёнок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом Ш»). Аналогично проводится игра «Лодочки».
«Мой город»
Оборудование: песочница, наборы игрушек, мелких предметов.
Выбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город. Впоследствии можно составить рассказ.
«Два города»
Оборудование: песочница, игрушки и мелкие предметы или защищенные картинки.
Со дна песочницы доставать предметы или картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать на две группы.
«Где живет?»
Оборудование: песочница, игрушки или защищенные картинки со звуками [с] и [ш] в названии.
На песке нарисованы большая «улыбка» и «бублик». Найди в песке игрушки или картинки и положи со звуком [с] на «улыбку», а со звуком [ш] – на «бублик».
«Сказочная страна»
Оборудование: песочница, мелкие предметы и сказочные персонажи.
Дети из набора предметов выбирают только те, в названии которых есть заданный звук. Впоследствии можно сочинить сказку.
«Два короля»
Оборудование: песочница, фигурки королей в синей и зеленой одежде, игрушки, названия которых начинаются на твердые и мягкие согласные.
Выбирать персонажи и расселять их в два королевства в соответствии с первым звуком в их названии.
«Выложи узор»
Оборудование: песочница, камешки или пуговицы синего, зеленого и красного цвета.
Логопед произносит слова, а ребенок называет первый звук в слове и выкладывает камешки или пуговицы соответствующего цвета: гласный звук– красного цвета, твердый согласный – синего, мягкий согласный – зеленого.
«Клад»
Оборудование: песочница, камешки красного, синего и зеленого цвета.
Ребенок достает из песка камешек и в соответствии с его цветом называет слово на гласный звук, твердый или мягкий согласный.
«Найди друга»
Оборудование: песочница, игрушечные животные.
На песке нарисованы домики, в которых размещены по одной игрушке: бабочка, корова, лягушка, петух, медведь. К ним придут в гости белка, кит, павлин, лошадь, мышка – каждый к своему братцу. Как узнать, кто чей братец? (По первым звукам названий животного.)
Формирование слоговой структуры слова
«Ямки»
Учитель-логопед ставит в песочницу игрушки. Затем предлагает ребёнку вырыть одну ямку возле предмета, в названии которого один слог, вырыть две ямки, возле предмета, в названии которого два слога и т. д.
«Весёлый поезд»
Учитель-логопед рисует на песке поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыплёнок, каждый в своём вагоне. В первом – те, в названии которых один слог, во втором – два, в третьем - три слога.
«Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
«Раздели слово на слоги»
Ребёнок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
«Следы на песке»
Ладонями или пальчиками сделать столько следов на песке, сколько слогов в слове и посчитать.
«Мельница»
Высыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько слогов в слове и посчитать.
«Полоски»
Ребенок чертит заданное количество полосок, а потом подбирает слово с таким же количеством слогов (можно выбирать из расположенных на песке игрушек).
«Цветы на клумбе»
Оборудование: песочница, цветы на подставке.
Ребенок пальчиком рисует три дорожки-бороздки. На первую выставляет цветы с одним слогом в названии (мак, на вторую – с двумя слогами (ирис, пион, роза, тюльпан, нарцисс, на третью – с тремя (лилия, ромашка, василек)
«Построй ступеньки»
Оборудование: песочница, домики с 1,2,3 окнами, предметные картинки.
Домики стоят на песочных горках. Ребенок делает ступеньки из картинок: к первому дому – из одного слога, ко второму – из двух, к третьему – из трех.
Совершенствование лексико-грамматического строя речи
«Подбери слово» (согласование существительных с прилагательными).
Оборудование: песочница, мелкие предметы и игрушки в соответствии с лексической темой.
Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными: лимон – овальный, желтый, ароматный; яблоко – круглое, твердое и т. д.
«Чья дорожка длиннее?»
Оборудование: песочница, мелкие предметы, камешки.
Дети по очереди откапывают предметы и подбирают к ним прилагательные, выкладывая на каждое слово камешек.
«Пересчитай» (согласование существительных с порядковыми числительными).
Оборудование: песочница, игрушки или защищенные картинки.
Учитель-логопед перед занятием прячет в песке игрушки и предлагает ребёнку откопать их и пересчитать (первая машина, второй кораблик и т. д.)
«Расставь игрушки» (употребление в речи предлогов «за», «перед», «между»).
Оборудование: песочница, игрушечные персонажи. Логопед предлагает ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т. д.)
«Один-много» (употребление существительных в родительном падеже множественного числа).
Оборудование: песочница, игрушки в соответствии с лексической темой.
Учитель-логопед предлагает ребёнку присыпать песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка - много чашек, одно блюдце - много блюдец и т. д.)
«Чего не стало?» (употребление существительных в родительном падеже).
На песке нарисованы предметы. Ребенок закрывает глаза, логопед в это время стирает одну картинку и ребенок, открыв глаза, называет, чего не стало и дорисовывает эту картинку.
«Машинка» или «Лодочка»
Создавать игровые ситуации для закрепления правильного употребления в речи грамматических категорий:
- предлогов (от, к, за, у, в, перед, через, из-за, из-под, около, между);
- приставочных глаголов (приехала, уехала, заехала, переехала, съехала);
- наречий (далеко, близко, медленно, быстро, глубоко, высоко).
Подготовка к обучению грамоте
«Напиши на песке»
Ребёнок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребёнок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребёнком слово.
«Превращение букв» или «Допиши букву»
Учитель-логопед пишет элементы букв, а ребенок дописывает их.
«Найди и назови»
Оборудование: песочница, пластмассовые буквы.
Дети откапывают буквы и называют их.
«Дорожки к буквам»
По инструкции учителя-логопеда ребенок пальчиком на песке пишет буквы: в центре напиши букву Л, в правом верхнем углу - А, в левом нижнем – О, в левом верхнем – У, в правом нижнем – И. Проводи пальчиком дорожки от буквы в центре к гласным и читай слоги. Можно вспомнить слова, начинающиеся на эти слоги и составить с ними предложения.
«Слово рассыпалось»
Оборудование: песочница, пластмассовые буквы.
Найти буквы в глубине песочницы и составить из них слова.
«Измени слово»
Учитель-логопед пишет на мокром песке слово, ребенок, заменяя одну букву, получает новые слова: рак – лак – мак – бак – так, бак – бок – бык – бук, точка – дочка – ночка – бочка – кочка.
Упражнения на сыром песке типа: «Исправь ошибку», «Прочитай», «Допиши первую (последнюю) букву слова», «Подпиши картинки».
Звуко-буквенный анализ слов различной сложности с использованием цветных камешков, пуговиц, крышек от пластиковых бутылок (красные, синие, зеленые).
Развитие связной речи
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Логопед рисует на песке мяч, воздушный шар или другие предметы. Задача ребёнка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. («Мячик лежит под деревом»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»
Ребёнок рисует на песке предмет и начинает предложение, другой ребёнок заканчивает.
«Друзья»
При рисовании на песке ребёнок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
«Найди и опиши игрушку»
Оборудование: песочница, игрушки по лексической теме.
Ребенок находит в песке игрушку и составляет описательный рассказ.
«Мой клад»
Оборудование: песочница, игрушки или мелкие предметы.
Один ребенок закапывает какой-либо предмет и описывает его, другой – отгадывает, что это и откапывает.
«Две игрушки»
Оборудование: песочница, игрушки.
Ребенок находит в песке две игрушки и составляет сравнительный описательный рассказ.
«Нарисуй и расскажи»
Ребенок рисует на песке и составляет рассказ.
«Покажи и расскажи сказку»
Ребенок придумывает сказку (рассказ) по демонстрации своих (логопеда) действий, используя имеющиеся игрушки, предметы.
«Друзья»
Ребенок рисует на мокром песке предметы и составляет сложные предложения. (У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч.)
«Зверюшки на дорожках»
Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.
Можно использовать песочницу и игрушки для пересказа сказок или предложить детям пофантазировать и придумать продолжение сказки, изменить место действия, добавить новых героев и т. д
Регуляция мышечного тонуса, совершенствование мелкой моторики:
- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;
- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочерёдно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
- погрузить пальцы в песок или в воду и лёгкими движениями создавать «волны»;
- скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки);
- создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней узоры на мокром песке;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»;
- погрузить пальцы в песок и загибать по одному одновременно на обеих руках, произнося слова любой подходящей пальчиковой игры.
«Веселые соревнования»
В песочнице с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», цветные пластмассовые крышки. Двое детей «бегут» пальчиками.
Список литературы
Грабенко Т. М., Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии. СПб., 2007
Сапожниковп О. Б. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. М., Сфера, 2018
Гладковская Л. М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми. Логопед. №1, 2008