Татьяна Тукиш
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
▼ Скачать
Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на окружающую красоту природы. Художественный пейзаж помогает развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии дошкольников с общим недоразвитием речи. Пейзажная живопись вполне доступна для детского восприятия. Главное место в картине занимает первый план, помогающий распознать ос-новную идею произведения, которую хотел передать художник. В свою очередь, большую роль играет цветовое и объективное соотношение. Так как именно пейзаж является самым ярким, по сравнению с другими жанрами живописи, он способен передать те чувства, эмоции, то настроение, ощущаемое автором произведения. Предлагая детям к рассматриванию пейзажную картину, педагог ставит основную задачу: пробудить у детей интерес к пейзажной живописи, расширяя при этом их представления о природе в целом, и обогащая тем самым словарь детей.
Публикация «Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использовать необходимо особый вид высказывания — рассказы описания. Рассказы-описания сложны для детей, так как на пейзажных картинах отсутствуют живые объекты, или же они играют не первостепенную роль. Основными элементами таких рассказов выступают объекты природы. Рассмотрев и проанализировав различные подходы по использованию пейзажной живописи в развитии связной монологической речи, необходимо определить основные требования к выбору соответствующего жанра произведений.
1. Картина обязательно должна быть высокохудожественной;
2. Картина должна быть доступной для детского взгляда по изображению и содержанию;
3. Картина должна быть интересной, понятной и предполагающей воспитательное значение;
4. Картина должна отображать положительное, сочувственное отношение ко всему живому и неживому в окружающем мире.
Существует основная методика рассматривания и описания репродукций художественной живописи, разработанная Н. М. Зубаревой. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть изображенного, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей. Н. М. Зубарева считает, что при рассматривании пейзажной картины, необходимо выполнять следующие условия:
- сочетание с наблюдениями в природе,
- восприятие художественной литературы, которая богата своим познавательным материалом, описывающим природу.
Например: рассказы В. Бианки, М. М. Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть использованы такие репродукции картин, как: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» И. Шишкина, «Золотая осень», «Март» И. Ле-витана и многие другие интересные композиции.
Н. М. Зубаревой предложен оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки. В этом случае предполагается прослушивание не только высокохудожественных произведений, но и простых по содержанию ме-лодий. Например, различные звуки природы. Еще одним действующим приемом является рассматривание не одной картины, а двух, причем разных художников, но на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает дошкольнику увидеть различные приемы выражения замысла разных авторов.
В методике развития связной монологической речи прописывается большое количество прие-мов по использованию пейзажных репродукций : вопросы, образец, речевые творческие задания, по-яснения, игровые приемы, беседа, обобщение и многое другое. Именно от того, какими методами и приемами будет пользоваться педагог, зависит действенность работы с пейзажной живописью.
Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная картина является эффективным средством развития связной монологической речи, так как живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок дошкольного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения.