Наталья Рассылкина
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов мнемотехники в развитии
связной речи у умственно отсталых детей
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ - это особая проблема.
В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.
Цель и задачи обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи
История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.
Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский
(6 век до н. э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.
Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.
Действуя с пособиями, учащиеся получают возможность использовать три сенсорных канала:
кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним,
визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры,
аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).
Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс:
- позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.
- расширяют представления об окружающем мире, развивают психические процессы, формируют связанную речь, что в приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогают в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
1 этап.
Начинают работу с применения мнемоквадратов. Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.
2 этап.
Это мнемодорожки.
Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.
3 этап.
Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
У многих наших детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у учащегося после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ученикам.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом работе по развитию связной речи у детей с ОВЗ. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Примечание. Для наших учащихся мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
Мнемотаблицы можно использовать для :
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ученик понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру
Это является одним из эффективных способов развития связной речи
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Пересказ при помощи символов.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет учащимся легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ОВЗ.