МААМ-картинки

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей

Наталья Рассылкина
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приемов мнемотехники в развитии

связной речи у умственно отсталых детей

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей с ОВЗ - это особая проблема.

В речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей» размещена в разделах

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из методов развития связной речи у детей с ОВЗ является использование мнемотехники.

Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развития речи.

Цель и задачи обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи

История мнемотехники насчитывает более 2500 лет.

Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский

(6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.

Инновационный характер данной технологии заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности.

Действуя с пособиями, учащиеся получают возможность использовать три сенсорных канала:

кинестетический (ощупывают поверхность пособия, совершают практические действия с ним,

визуальный (видят картинку-схему, особенности цвета и фактуры,

аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Данные пособия индивидуализируют коррекционный процесс:

- позволяют учитывать особенности каждого ребенка в области познания.

- расширяют представления об окружающем мире, развивают психические процессы, формируют связанную речь, что в приводит к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогают в социальной адаптации ребенка, его успешности в школе.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

1 этап.

Начинают работу с применения мнемоквадратов. Упор делается на описание слов-предметов. Формируется представление об объекте.

2 этап.

Это мнемодорожки.

Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве. Показываем не одно слово, а словосочетание, простое предложение.

3 этап.

Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание предложения, рассказа, стиха, сказки, пословицы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

У многих наших детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у учащегося после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ученикам.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом работе по развитию связной речи у детей с ОВЗ. Они способствуют обогащению словарного запаса, обучению составления рассказов, пересказу художественной литературы, загадыванию и отгадыванию загадок, заучиванию стихов.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Примечание. Для наших учащихся мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.

Мнемотаблицы можно использовать для :

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ученик понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превращается в игру

Это является одним из эффективных способов развития связной речи

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Пересказ при помощи символов.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет учащимся легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но.

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Доклад на тему: «Использование мнемотехники в развитии.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 03:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рассылкина (УИ 1754109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД